spot_img
Понедельник, 29 апреля, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Топливный кризис наступает в Казахстане — депутат

Вам может быть интересно

Госорганы предпочитают не признавать дефицит нефтепродуктов, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Об этом на заседании Мажилиса Парламента РК заявил депутат Айкын Конуров, озвучивая свой запрос к заместителю премьер-министра Роману Скляру, передает корреспондент zakon.kz.

Топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, — это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью. Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит. К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем, — сказал депутат.

По его словам, последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства.

Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС. Особо отмечаем, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической. Долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта, — отметил он.

Мажилисмен добавил, что три года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в том числе за счет зарубежных займов в твердой валюте. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка. По официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства, но буквально на днях вице-министр Минэнерго заявил, что порядка 100 тысяч тонн дизтоплива необходимо импортировать из России.

На сегодня в качестве ключевой причины ответственные госорганы указывают дисбаланс цен и резкий рост потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом. Иными словами, причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации — закупить более дорогое топливо в России. Такая парадоксальная экономика по принципу «продай дешевле, купи дороже» является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции, — указал депутат.

При этом Конуров добавил, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки, но вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики, и для социального самочувствия.

Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей, — подчеркнул парламентарий.

Он обратился к правительству с вопросами — какие меры будут предприняты для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен; какой объем топлива бензина и дизтоплива, с учетом вывоза автотранспортом, был фактически экспортирован в текущем году; какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году?

Помимо этого, мажилисмен обратил внимание на работу мини нефтеперерабатывающих заводов, в деятельности которых есть определенные проблемы и резервы для обеспечения страны топливом.

Учитывая отсутствие однозначных стандартов к получаемым мини-НПЗ нефтепродуктам и их спорную классификацию, процессуальное пресечение этой стадии теневого оборота нефтепродуктов также довольно затруднительно. Отсутствие в Казахстане эффективного учета и контроля при вывозе нефтепродуктов на территорию стран-участниц Таможенного союза, позволяет вывозить нефть под видом нефтепродуктов и перерабатывать ее уже за пределами РК, а выработанные нефтепродукты реэкспортировать в третьи страны без уплаты таможенных пошлин, — уточнил депутат.

В свою очередь, как заключил Конуров, отсутствие таможенного контроля на границе со странами-участницами ЕАЭС позволяет недобросовестным собственникам мини-НПЗ и аффилированным с ними трейдерам осуществлять бесконтрольный вывоз углеводородного сырья в Кыргызстан с последующим реэкспортом в третьи страны, такие как Таджикистан, Афганистан и Китай.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

В Кокшетау появилась именная аллея журналистов

В нашей стране продолжается республиканская экологическая акция «Чистый Казахстан». Сегодня в Кокшетау представители СМИ приняли в ней участие, каждый ...
- Реклама -spot_img

Похожие новости