Госорганы предпочитают не признавать дефицит нефтепродуктов, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Об этом на заседании Мажилиса Парламента РК заявил депутат Айкын Конуров, озвучивая свой запрос к заместителю премьер-министра Роману Скляру, передает корреспондент zakon.kz.
Топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, — это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью. Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит. К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем, — сказал депутат.
По его словам, последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства.
Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС. Особо отмечаем, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической. Долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта, — отметил он.
Мажилисмен добавил, что три года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в том числе за счет зарубежных займов в твердой валюте. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка. По официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства, но буквально на днях вице-министр Минэнерго заявил, что порядка 100 тысяч тонн дизтоплива необходимо импортировать из России.
На сегодня в качестве ключевой причины ответственные госорганы указывают дисбаланс цен и резкий рост потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом. Иными словами, причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации — закупить более дорогое топливо в России. Такая парадоксальная экономика по принципу «продай дешевле, купи дороже» является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции, — указал депутат.
При этом Конуров добавил, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки, но вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики, и для социального самочувствия.
Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей, — подчеркнул парламентарий.
Он обратился к правительству с вопросами — какие меры будут предприняты для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен; какой объем топлива бензина и дизтоплива, с учетом вывоза автотранспортом, был фактически экспортирован в текущем году; какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году?
Помимо этого, мажилисмен обратил внимание на работу мини нефтеперерабатывающих заводов, в деятельности которых есть определенные проблемы и резервы для обеспечения страны топливом.
Учитывая отсутствие однозначных стандартов к получаемым мини-НПЗ нефтепродуктам и их спорную классификацию, процессуальное пресечение этой стадии теневого оборота нефтепродуктов также довольно затруднительно. Отсутствие в Казахстане эффективного учета и контроля при вывозе нефтепродуктов на территорию стран-участниц Таможенного союза, позволяет вывозить нефть под видом нефтепродуктов и перерабатывать ее уже за пределами РК, а выработанные нефтепродукты реэкспортировать в третьи страны без уплаты таможенных пошлин, — уточнил депутат.
В свою очередь, как заключил Конуров, отсутствие таможенного контроля на границе со странами-участницами ЕАЭС позволяет недобросовестным собственникам мини-НПЗ и аффилированным с ними трейдерам осуществлять бесконтрольный вывоз углеводородного сырья в Кыргызстан с последующим реэкспортом в третьи страны, такие как Таджикистан, Афганистан и Китай.