В соответствии с пунктом 10 статьи 44 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» порядок наложения дисциплинарного взыскания определяется Президентом Республики Казахстан.
Согласно пункту 1 Правил наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих, настоящие Правила определяют порядок наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих.
Департаментом Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области проведен анализ дисциплинарной практики государственных органов по итогам 2023 года и 1 квартала 2024 года.
Установлено, что за анализируемый период к дисциплинарной ответственности привлечено 907 служащих, из которых 659 работников местных исполнительных органов и 248 территориальных подразделений центральных государственных органов. По рекомендациям дисциплинарных комиссии государственных органов и иных уполномоченных органов привлечены – 73, без рассмотрения на дисциплинарной комиссии – 834 государственных служащих.
Их указанного числа привлеченных лиц 494 или 54% занимают руководящие должности и 413 или 46% исполнительские.
За анализируемый период Департаментом выявлено 174 нарушения порядка наложения взысканий, из которых 112 по итогам проведенных проверок, 59 в рамках аналитической работы и 4 по итогам рассмотрения обращений граждан.
Наибольшее число нарушений допускаются местными исполнительными органами – 171 и лишь 3 территориальными подразделениями центральных государственных органов.
По итогам проведенной Департаментом работы отменено 46 актов о наложении взысканий, из которых на основании предписаний 25, по итогам анализа деятельности дисциплинарных комиссий 15, на основании решений Совета по этике 5 и по итогам рассмотрения обращений служащих рассмотренных путем направления запросов 1.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 14) статьи 9 Закона, государственный служащий вправе требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по его мнению обвинений.
Кроме того, Правила обязывают госорган в случае выражения служащим в письменном объяснении несогласия с вменяемым проступком назначать и проводить служебное расследование.
Однако, как показывает практика уполномоченные лица без учета указанных требований, без проведения служебного расследования при отсутствии согласия налагают на служащих взыскания, в отдельных случаях и вовсе перед изданием акта не истребуют письменное объяснение.
При этом, имеют место и факты привлечения служащих к дисциплинарной ответственности, не смотря на истечение сроков наложения взыскания.
Подобные факты свидетельствуют о грубом нарушении порядка наложения взыскания и гарантированных прав служащего, а изданные акты подлежат отмене.
Особое внимание уделяется и работе на предупреждение нарушений Правил и Закона.
Так, в целях профилактики нарушений законодательства о государственной службе, на системной основе в госорганы направляются обзоры деятельности Департамента, а также итоги проведенных анализов являются предметом рассмотрения Совета по этике.