Профессия педагога — особенная. Её значимость возрастает в наши дни. Не каждый стремится стать учителем и посвятить свою жизнь преподаванию. Эта профессия из того ряда, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Но несмотря на все это, тысячи учителей Казахстана своим многолетним трудом совершают подвиг и стали героями наших дней. Одна из них учительница начальных классов школы-гимназии №1 города Щучинска Ботина Ольга Вячеславовна. Подробнее о ней расскажет редакция Aqmolanews.
Каждый представитель династии педагогов – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. Мы уверены, если бы им сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь, вновь выбрали профессию учителя.
Сама Ольга Вячеславовна педагог в третьем поколении и выходец из династии учителей. Её дед был директором школы, отец – заслуженным тренером Казахстана. Две тёти были учителями начальных классов, а другая тётя даже трудилась деканом педагогического факультета Белорусского государственного университета. «У меня просто не было шансов избрать другую профессию», — говорит Ольга Ботина. Сначала она окончила Щучинский педагогический колледж, после отучилась в Карагандинском государственном университете им.Е.Букетова. И теперь на протяжении тридцати лет Ольга Вячеславовна трудится учителем начальных классов в своей любимой школе-гимназии №1 в городе Щучинск. О своей профессии она может рассказывать долго и увлекательно. Но самое большая ценность для неё – это ученики.
«Главное для учителя – это, безусловно, его ученики, их успехи и достижения, их принципы и взгляды на жизнь, которые формируются под влиянием личности учителя. Ведь дети проводят с нами, учителями, практически столько же активного времени суток, сколько и со своими родителями. Поэтому вклад учителя в личностное развитие ученика трудно переоценить. Главное при этом – бережное отношение к душе ребёнка, стремление прикоснуться к его сердцу, разбудить самые лучшие его качества и помнить: в каждом ученике есть солнце, нужно только позволить ему светить», — делится Ольга Ботина.
Есть в деятельности педагога и определённые трудности. Как говорить Ольга Вячеславовна, учитель – профессия динамичная, идущая в ногу со временем и реализующая социальный заказ общества на каждом этапе развития государства. Её беспокоят, что непрекращающиеся реформы системы образования создают трудности, прежде всего для молодых педагогов, которые не могут сформировать последовательную систему своей работы, так как не все реформы доводятся до логического завершения.
«Кроме того, у меня, как действующего педагога, складывается мнение о том, что учитель- теоретик в настоящее время школе нужнее, чем учитель-практик. Звучит парадоксально, но судя по процедуре аттестации, которую сегодня проходят учителя, вышестоящие инстанции интересует не мастерство учителя при проведении уроков, не срезы знаний его учеников, а чисто теоретическая осведомленность и сухие академические знания. Спросите любого учителя в школе, о чем он мечтает, и каждый ответит: дайте нам просто учить детей: готовить и проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, ходить на экскурсии и в походы! И тогда вы увидите свет в глазах учителей и учеников, и благодарность в глазах родителей», — отметила Ольга Ботина.
С гордостью и воодушевлением наша героиня рассказывает о достижениях своих учеников. По её словам, достижения учителя – это достижения его учеников.
«Мои ученики на протяжении многих лет демонстрируют высокий уровень качества знаний и подтверждают его, занимая призовые места в конкурсах и олимпиадах. Например, в конкурсе научных проектов «Зерде» мои ученики заняли 1 и 3 места в области, 1 и 2 места в районе. В Республиканской олимпиаде «Акбота» в текущем учебном году у моих детей четыре призовых места – одно первое и три вторых. Что касается моих личных достижений – это присвоение высшей квалификационной категории, а затем категории «педагог-исследователь», призовые места в профессиональных конкурсах: «Лучший интерактивный учитель начальных классов», «Лучшая авторская программа», «Областной конкурс видеоуроков», конкурс «Үздік педагог», — говорит Ольга Ботина.
Вместе с этим Ольга Вячеславовна постоянная участница в районных и областных форумах и семинарах, где проводит открытые уроки и мастер-классы для коллег. В её копилке множество грамот и благодарственных писем от управления образования Акмолинской области, Министерства образования и науки. В прошлом году Ольга Ботина удостоилась звания «Лучший педагог Бурабайского района» и была награждена нагрудным знаком «Білім беру ісінің қурметті қызметкері».
Отличается Ольга Вячеславовна и своим отношением к ученикам. Как признаётся педагог, она – демократичный учитель.
«Дружу со своими учениками. Конечно, занимая при этом позицию старшего доброго друга. Это, на мой взгляд, единственно правильная модель взаимоотношений между учителем и учениками. Люблю говорить с детьми на понятном им языке, дискутировать, совместно вырабатывать принципы и правила, по которым будет жить наш классный коллектив. Дети ценят такое отношение, учатся слышать и быть услышанными, уважают друг друга и учителя. В условиях такого комфортного психологического климата и учиться легко, и воспитывать себя и друг друга становится проще», — говорит учительница.
Воспитывать детей можно только личным примером, категорично заявляет Ольга Ботина. Ведь ребенок, подобно губке, впитывает в себя то, что «вливают» в него родители и окружение: слова, действия, поступки, даже жесты и мимику. Мы воспитываем детей своим примером, бесполезно говорить, как правильно, если мы, взрослые, сами не следуем тому, что хотим донести, добавила педагог.
«Детей нужно учить учиться, самостоятельно ставить цели обучения и достигать их, осуществляя при этом разумное сопровождение и поддержку. Большая роль в этом процессе принадлежит грамотно организованному взаимодействию учителя с родителями учеников. Единственно правильная форма такого взаимодействия – это сотрудничество. Мне очень нравится метафора: учителя и родители – это колеса автомобиля, за рулем которого сидит ученик. Иными словами, только объединяя усилия, мы сможем довести ребенка до цели. При соблюдении этих условий возможно достижение высоких результатов обучения и воспитания», — добавила Ольга Ботина.
В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый. Все это мы можем видеть на примере учителя начальных классов из прекрасного города Щучинск Ботиной Ольги Вячеславовны.