15 марта во всем мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В текущем году празднование пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». На брифинге в РСК руководитель облдепартамента по защите прав потребителей Светлана Занегина и председатель общественного объединения «Защита прав потребителей Акмолинской области» Серик Макишев рассказали о проводимой работе в регионе, сообщает ИА «Aqmola News».
«Масштаб всемирности говорит о значимости, которая придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное поведение предпринимателей, соблюдение прав потребителей способствуют развитию благоприятных экономических правоотношений. В текущем году празднование пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги», — рассказала Светлана Занегина.
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, банковского кассира. Мобильный банк, интернет-банк позволяют пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома.
Преимущества такого развития – прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях возрастает риск финансового мошенничества. О том, как защитить себя рассказала начальник управления региональных представителей в городе Кокшетау агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
В Казахстане потребительское движение развернулось в 1992 году, когда вышел закон казахской ССР о защите прав потребителей. Тогда в городе Кокшетау и пяти районных центрах сформировали общества защиты прав. Однако в районных центрах они проработали не более двух-трех лет, так как объединения существуют за счет собственного финансирования. На сегодня в регионе остались два общества – в городах Кокшетау и Степногорске. В 2010 году вышел закон о защите прав потребителей РК, по которому до сих пор работают.
«Есть такое крылатое выражение – «потребитель всегда прав». Это так, если он докажет свою правоту. Есть понятия как товар надлежащего и ненадлежащего качества. Так, товар можно вернуть в течение 14 дней при условии, что он не использовался, сохранились чеки. Есть шесть пунктов товаров, которые не подлежат возврату. Если товар ненадлежащего качества гарантийный, то в течение гарантийного срока потребитель имеет право обратиться в сервисный центр, который определяет ремонтопригодный он или нет. Если неремонтопригодный, то на руки выдается акт. На его основании потребитель может в магазине заменить на другой такой же товар или с модификацией и возможной доплатой», — рассказал Серик Макишев.
Как отметил спикер, за 30 лет обращений в общественное объединение было много. 95 процентов предпринимателей добросовестные. Оставшиеся 5% зная, что товар бракованный, скрываются от потребителя, не разглашают свои данные.
«Обращения граждан могут быть в устной, телефонной и письменной формах. При письменном обращении предпринимателю направляется претензия, то есть предлагается решить вопрос, не доходя до суда. Если же оттуда приходит ответ несогласия, то материал направляется суд с согласия потребителя. Животные тоже относятся к категории товара. Таких случаев в области встречали около трех раз», — отметил председатель общественного объединения.
Есть понятие как потребительская грамотность граждан. По словам, Макишева кто-то осведомлен о своих правах, но большинство не знают их.
«К примеру, во всех торговых точках должна быть информация о том, куда можно обратиться в случае приобретения некачественного товара. Но этого не делается, хуже того на некоторых бутиках вешают объявления, что товар возврату и обмену не подлежит. Такое понятие незаконно. Если граждане чувствуют, что сами не могут решить вопрос, то они могут обратиться к нам или департамент», — дополнил спикер.