spot_img
Вторник, 15 октября, 2024
-14.7 C
Кокшетау

«Как в США». Ввести институт шерифов предложили сенаторам акимы в Акмолинской области

Вам может быть интересно

Свои предложения акимы разных уровней депутатам Сената парламента РК озвучили в ходе обсуждения проблемы расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти. Они касались проведения госзакупок, налогообложения, контроля за ценами на социальные продукты, работы коммунальных служб, строительства полигонов ТБО. В том числе предложено ввести службу шерифов как в Штатах, передает корреспондент BaigeNews.kz.

Принципиальные изменения в избирательный процесс, напомним, в Казахстане внесли в прошлом году. Теперь акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов выбирают не через маслихаты, а напрямую жители. Серьезные новшества ввели и в процесс местного госуправления, расширив самостоятельность и ответственность районных, городских и сельских уровней власти. Ожидается, что это позволит быстрее и эффективней решать проблемы на местах.

Депутатская группа «Өңір» во главе с секретарем Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Ериком Султановым ездит по регионам с целью обсудить проблемы и выслушать предложения по нововведениям. Самые разумные и действенные после детального обсуждения будут переданы Правительству.

фото автора

О госзакупках

Глава курортного Зерендинского района Асен Жаксылыков обратил внимание на сроки проведения открытых конкурсных процедур по госзакупкам.

«На проведение одного конкурса с учетом выходных и праздников в лучшем случае уходит два месяца. Чаще всего итоги конкурса обжалуются участниками в суде. Это минимум вдвое продлевает сроки конкурса. На местах у сельчан создается отрицательный имидж госслужащих как не умеющих оперативно выполнять работы с уже выделенными деньгами«, — посетовал Жаксылыков.

Он предложил внести изменения в закон о государственных закупках и правила осуществления государственных закупок — в части сокращения сроков приема и рассмотрения заявок, публикации итогов, сроков проведения камерального контроля.

«Одно лишь сокращение сроков приема заявок с 15 календарных дней до пяти и сокращение сроков рассмотрения заявок с 10 рабочих дней до пяти позволило бы сократить общий срок проведения открытого конкурса с 43 до 28 дней», — считает аким.

Также Жаксылыков предложил внедрить проведение конкурсов по спецпорядку (с привязкой к административно-территориальным единицам) для срочных работ. Например, последствия стихийных, техногенных, террористических бедствий; ремонт объектов жизнеобеспечения — водопровода, теплотрассы, газопроводы, школ, детсадов, больниц, жизненно важных участков дорог, мостов, тоннелей и других.

«Применение спецпорядка в таких случаях позволит оперативно проводить конкурсы и избежать заключения договоров из одного источника «, — высказался Асен Дулатович.

Решение отменить заключение договоров из одного источника по товарам до 100 МРП и по услугам и работам до 500 МРП, по мнению спикера, было преждевременным.

«Достаточно было уменьшить порог до 50 МРП и 200 МРП соответственно. Так как даже на незначительные суммы проводить конкурсные процедуры — довольно трудоемко, это значительно замедляет процесс работы госучреждений», — считает аким.

 

О ремонтах

Районный акимат уже внес в облакимат и Мажилис парламента предложения изменить перечень работ СНиП по видам текущих и капитальных ремонтов.

«В строительных нормах и правилах замена оконных блоков, дверных проемов, кровли здания, имеющихся водопроводных сетей на полиэтиленовые и прочие относятся к капремонту. И требуют разработки дорогостоящих проектно-сметных документаций с проведением экспертизы, при этом зачастую стоимость ПСД превышает стоимость самих работ. Также их разработка занимает много времени, что тормозит процесс в целом. Особенно, когда речь идет о школах, детсадах, пришедших в негодность водопроводных сетей, систем отопления и так далее», — отметил Асен Жаксылыков.

Все было бы быстрее, проще и дешевле, если бы СНиП позволило отнести их к текущему ремонту.

фото автора

О коммунальных службах

Следующее предложение касается коммунальных служб. Сферы, где нареканий от населения больше всего. Напомним, их обязали передавать в конкурентную среду. Местные акимы предлагают перевести — по форме собственности — в государственные учреждения либо коммунальные государственные учреждения. Которые бы полностью финансировались из госбюджета с внедрением в административно-управленческий персонал государственных и гражданских служащих.

«А бюджетную нагрузку восполнить, увеличив объем налога на имущество с применением коэффициентов зонирования, при необходимости — поменять методику расчетов коэффициентов зонирования. При таком раскладе жители сел не будут каждый месяц платить за тепло, воду, вывоз мусора, септики. А лишь, в зависимости от наличия благ, ежегодно оплачивать имущественный налог. То есть чем больше благ, тем выше коэффициенты зонирования и, соответственно, налоги», — пояснил Жаксылыков.

Он отметил, что местные власти все равно несут значительные расходы при организации деятельности коммунальных служб – покупке топлива, покрытия долгов за электроэнергию.

«При этом райакиматы, оказывая им финансовую поддержку, допускают административные и процедурные нарушения — к ответственности привлекаются должностные лица органов госуправления. Лучше узаконить эти расходы», — уверен Асен Жаксылыков.

Его горячо поддержал аким Кокшетау.

«Все, что касается воды, тепла, уборки территорий, мусора – ни в коем случае нельзя передавать в конкурентную среду. Они все у нас убыточные, вы прекрасно это знаете. Очень сложно работать, тариф низкий, коммунальные платежи вовремя собрать трудно. И непросто привлекать нормальных специалистов за зарплату в 100 тысяч», — посетовал Бауржан Гайса.

О полигонах ТБО

Сенаторам понравилось предложение местных акимов разработать и утвердить на центральном уровне типовые проекты полигонов твердых бытовых отходов для сел. Местные исполнительные власти могли бы их применять – с учетом климата и ландшафта. Потому что всякий раз разрабатывать каждому населенному пункту свой, проходить экспертизу – долго и очень дорого. Тем временем как грибы после дождя растут несанкционированные свалки, создается мусорный коллапс.

«По полигонам ТБО понимаю. Чтобы спроектировать его в ауле, надо почти миллион тенге – 300 тысяч туда надо заплатить, 200 тысяч сюда. Поэтому предложение сделать типовые проекты – очень правильное», — поддержал руководитель депутатской группы Ерик Султанов.

О земельных участках для турбизнеса

Глава курортного района заострил внимание сенаторов на проблеме выделения земельных участков для развития инженерной инфраструктуры (водопроводы, канализационные сети, электролинии, дороги) для турбизнеса в особо охраняемых территориях. Речь идет о национальных парках и лесхозах. Местные акимы, по словам Жаксылыкова, сильно затруднены в таких полномочиях.

«Также от потенциальных инвесторов поступают коммерческие предложения по созданию современных объектов туризма на берегу озер и вблизи лесов. Но местные акиматы не могут привлекать инвестиции в эту отрасль. Поэтому предлагаем расширить полномочия МИО районов и городов в части выделения земельных участков в долгосрочную аренду для развития инженерной инфраструктуры и привлечения частных инвестиций в отрасль туризма. По согласованию с нацпарками и лесхозами «, — высказался выступающий.

Речь идет о статье 46 закона РК «Об особо охраняемых природных территориях». Пункт 2 предлагается изложить в следующей редакции:

«Участки государственных национальных природных парков для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в краткосрочное пользование на срок до пяти лет и в долгосрочное пользование на срок до 25 лет. При размещении объектов административно-хозяйственного назначения, обслуживания посетителей, включая организацию любительского (спортивного) рыболовства, общего пользования животным миром, осуществление строительства и эксплуатации рекреационных центров, вольеров для разведения и содержания диких животных, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов, а также ведения хозяйственной деятельности, необходимая для обеспечения охраны и функционирования государственного национального природного парка по согласованию, а также по инициативе местного исполнительного органа».

Также местные акимы внесли ряд предложений в статью 79 Земельного кодекса РК. Они позволят акиматам вести контроль за предоставлением в залог земельных участков в банках второго уровня и других финансовых институтах.

фото автора

О ценах на продукты

В своих посланиях Президент Казахстана постоянно акцентирует внимание на необходимости усилить контроль за ценами на социально значимые продовольственные товары. По закону за превышение размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары предусмотрен штраф в 100 МРП, при повторном в течение года – 200 МРП.

«При превышении установленных на территории области предельно допустимых розничных цен на социально-значимые продовольственные товары аким района или его заместитель вправе выносить административный штраф. Однако на сегодня на уровне правительства не утверждены формы административных протоколов (бланков строгой отчетности) и постановлений для акимов и его заместителей. При урегулировании данного вопроса можно будет проводить полномасштабную работу по регулированию розничных цен на продовольственном рынке», — отметил Жаксылыков.

Об укреплении базы сел

Акимы предложили передать налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сельским округам. Это позволит укрепить их экономическое положение и улучшить условия жизни сельчан. А также послужит стимулом для местных властей привлекать частные инвестиции.

Напомним, на сегодня на четвертый уровень бюджета передано восемь видов налоговых поступлений: ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты; налог на имущество физических лиц; земельный налог на земли населенных пунктов; налог на транспорт юридических лиц; налог на транспорт физических лиц; единый земельный налог; плата за пользование земельными участками; плата за размещение наружной визуальной рекламы.

«По этим восьми видам налогов по Зерендинскому району на 22 сельских округа в год собирается 235,5 миллиона тенге. То есть в среднем по 10,7 миллиона в год на округ. Этого не хватит даже на содержание аппарата акима сельского округа по таким статьям, как заработная плата, налоги, коммунальные услуги, канцелярские товары, обновление и обслуживание оргтехники, приобретение ГСМ, оплата по сопровождению баз данных. Поэтому на такие расходы, как содержание и ремонт автодорог, уличное освещение, ремонт и обслуживание водопроводных сетей, благоустройство и прочее, сельские акиматы вынуждены просить выделить деньги из районного бюджета — в виде субвенции и прочих трансфертов», — прокомментировал свое предложение Асен Жаксылыков.

Также, по его мнению, стоит рассмотреть вопрос о передаче налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организации нефтяного сектора, из республиканского бюджета районному (либо 50%).

«Это позволит районам самостоятельно производить расходы на капитальные ремонты, реконструкции и строительства объектов жизнеобеспечения и социальных объектов. К примеру, за 2021 год по Зерендинскому району данного вида налогов в РБ поступило в сумме 18,8 млрд тенге. Или можно рассмотреть варианты передачи КПН либо эмиссии», — предположил спикер.

О сельской полиции

Ну, и далеко не новая идея — создать службу «Окружной полицейский» при аппаратах акимов сельских округов по принципу службы шерифов в Штатах. При этом штатные единицы перейдут из органов внутренних дел в акиматы. В таком случае шерифов будут назначать акимы районов, по согласованию с населением и/или депутатами маслихатов. Финансирование – тоже за счет бюджета — районного или сельского. Уголовные дела будут передаваться в полицию и прокуратуру.

«Это позволит увеличить полномочия и усилить ответственность сельских акимов за безопасность и уровень преступности в своем округе», — уверен Жаксылыков.

***

Также в ходе совещания обсуждались проблемные вопросы, выявленные при проведении прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. В прошлом году в Акмолинской области выбирали 99 акимов из 300 кандидатов. Самому молодому 29 лет, возрастному – 62.
В этом году, по информации председателя облизбиркома Манарбека Садуова, истекают полномочия 28 акимов поселков, сел и сельских округов.

В настоящее время проводится кампания по подготовке и проведению выборов шести акимов — в Буландынском (Капитоновский сельский округ), Биржан сал (Макинский сельский округ), Жаксынском (село Подгорное), Жаркаинском (город Державинск), Сандыктауском (Каменский сельский округ) и Целиноградском (Жарлыкольский сельский округ) районах. Выборы назначены на 20 февраля 2022 года. В них будут участвовать более 10 тысяч избирателей 15-ти населенных пунктов. Будут задействованы семь территориальных и 15 участковых избирательных комиссий.

По инициативе главы государства вносятся предложения по правоприменительной практике выборов для внесения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан». Акмолинцы предложили продлить срок предвыборной агитации с 10 до 15 дней, увеличить градацию по численности избирателей, разрешить выдвигаться на должность акимов людям со средне-специальным образованием, ввести ограничения до 60 лет.

Во второй части визита сенаторы посетили ТОО «Гормолзавод» (переработка молока, производство молочной продукции) и сервисный центр Eurasia Group Kazakhstan (продажа и послепродажное обслуживание сельскохозяйственной техники).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Свыше 250 наименований готовой продукции выпускает акмолинский колледж

В 2020-2021 годах через изменение законодательства по коммерциализации производственной деятельности организаций ТиППО и, благодаря реализации проекта «Жас Маман», Высший...
- Реклама -spot_img

Похожие новости