Буквально через неделю увидит свет третий переизданный сборник рассказов легендарного отца 13 детей Мурата Кабылбаева из Акмолинской области. Книга выйдет тиражом в тысячу экземпляров и будет в свободном доступе на сайте Flip.kz. Как относятся к «Дневнику…» дети? Как меняются герои? Какие истории наиболее дороги автору? Об этом и другом читайте в его откровенном интервью корреспонденту BaigeNews.kz.
Асель ТУРАР
Как начиналась семья
Эта удивительная история началась чуть более десятка лет назад в ауле Кенесары Бурабайского района Акмолинской области. Сельский имам Мурат Кабылбаев и его супруга Орынбасар приняли в семью четырех ребятишек из детского дома. Своего первенца, к слову, пара ждала девять лет. Священнослужитель решил, что это испытание, тем более были знаки свыше: в сарае родились сначала ягненок с арабской надписью «Аллах», потом теленок с цифрой «7» на лбу. Супруги решили, что сам Всевышний подсказывает им, как поступить. Было решено взять на воспитание семерых детей. Забегая вперед, отметим, что так они и поступили: привезли сначала четверых, потом еще троих.
Сегодня в уютном особняке на главной улице Кенесары живут 13 ребятишек разных возрастов и национальностей. Двенадцать из них – приемные. А многодетный отец имеет множество регалий. Он — обладатель звания «Достойный гражданин Казахстана», премии «Алтын журек», победитель конкурсов «Сто новых лиц» и «Мерейлi отбасы». Мурат Кабылбаев — пожалуй, первый человек в ауле, к кому обращаются за советами, когда дело касается усыновления, опеки или патроната.
И, к слову, правнук знаменитого Балуана Шолака.
«Дочь проплакала всю дорогу из детдома»
«… Я приехал в детский дом за Машей. Она горько плакала. Увидев автомобиль, заплакала сильней. Плакала всю дорогу. Я не знал, как успокоить малышку. Ночью Маша отказывалась ложиться в кроватку. Она очень хотела спать, но боялась ложиться.
Заснет – и вскакивает.
Сильно переживал. Три часа ночи, я сижу на диване. Стараясь отвлечь Машу, включил мультфильм. В какой-то момент я задремал. Проснувшись через минут двадцать, обнаружил, что дочь забилась в угол на голом полу под компьютерным столом. Поднял на руки, перенес на кровать. Малышка снова вскочила. Меня поразили глаза. Они были полны боли.
Бедная моя кроха. Я взял ее на руки и не отпускал до утра. Через пару дней Маша успокоилась и сама легла в свою кроватку».
Это одна из первых историй, записанных многодетным отцом. Мурат Кабылбаев стал вести дневник.
День рождения Коли
«Был день рождения Коли. Ему исполнилось девять. Мы проснулись рано утром. Кто-то из ребят нарвал в огороде цветов, девочки с мамой накрыли праздничный стол. И спрятались в коридоре. Я пошел будить сына.
— Вставай, где все?
Пошли искать.
— Туган кунинмен!
Дети надели на именинника венок, обсыпали лепестками цветов.
Ребенок оцепенел. В глазах стояли слезы, он быстро-быстро вытирал их ладонью. Чтобы мы не заметили.
Сели за стол. Весь день мы оказывали Коле особое внимание. Перед сном сын обнял меня.
— Аке, это был мой первый день рождения!
В девять лет».
Побыть с мамой наедине
Многодетный отец вспоминает: по утрам каждый из мальчиков старался встать пораньше.
Чтобы побыть с мамой наедине.
Срывал цветы и дарил Орынбасар. Помогал хлопотать по дому.
Днем она была для всех. А утром — только для него.
«Я понимал, что это их история. Наша история. И ее обязательно нужно сохранить для наших детей и внуков», — говорит Мурат Кабылбаев.
От соцсетей — до книги
Некоторые рассказы из своего дневника Мурат Кабылбаев публиковал на своих страницах в социальных сетях. Живые, пронзительные, откликавшиеся в родительских сердцах то радостью, то болью, они вызывали огромный резонанс. Посты многодетного отца бурно комментировали, делились в сообществах и группах. Автору стали активно писать – причем не только казахстанские пользователи, но и жители России, Кыргызстана, стран дальнего зарубежья.
«Шесть лет назад, в 2015-м руководитель общественного фонда семейной академии, на тот момент координатор проекта «Ребенок должен жить в семье» Шолпан Байболова предложила собрать все мои рассказы и издать книгу. Честно признаться, на тот момент я не совсем понимал, зачем это нужно и будет ли она вообще интересной людям», — признается Кабылбаев.
В сентябре того же года состоялась презентация книги – сначала в южной столице, потом в Астане.
Дневники отца были изданы тиражом в тысячу экземпляров и были раскуплены моментально.
«Первая книга была тоненькой. Она повествует о событиях, происходивших с нами в первые годы – с нашими «старшими», то есть первыми детьми. Их было восемь, семь из них – приемные», — отмечает автор.
В прошлом году вышло второе, дополненное издание. Здесь уже можно встретить истории обо всех тринадцати ребятишках.
Испытание любовью
«…Несколько лет назад, в нашу тихую размеренную жизнь, в которой была обычная тихая погода, ворвались Баги и Маги.
Они испытывали нас как могли.
Начались такие перепады, что мы не знали, какие надевать «одежды».
То лил сильный дождь, то буран, то наступала жара, то сильные морозы.
Иногда так штормило и заносило, что казалось: не выбраться. Просвета не видно. И когда казалось, что дальше пути нет, ненадолго проглядывало солнышко. Снег таял, и появлялась надежда.
Так мы закалялись. И эти перепады нас ещё более скрепили…»
«Это «младшие» наши сыновья, мы привезли их – из Алматинского детского дома — позже всех. Им было по 12 лет. Это дети, которые с рождения жили в интернатах. И если в начале книги много наблюдений и сантиментов, то с середины – как мы выходили из разных ситуаций. Горячие, цепляющие истории. Самое интересное, видимо, будет в конце», — смеется многодетный отец.
«Как Макаренко»
Второе издание — на русском и казахском языках. Но на полки букинистов книги так и не попали: весь тираж — тысячу экземпляров — передали организациям, которые занимаются защитой прав детей и устройством в семьи.
«Все истории из Дневников отца – из повседневной жизни. С похожими ситуациями часто сталкиваются семьи, которые решили принять ребенка из детского дома. Автор делится тем, что он чувствовал в этих ситуациях, и как из них выходил. «Покажи мне небо» можно использовать в качестве пособия для приемных родителей. В книге простым языком разъясняются вопросы, которые должен знать каждый опекун в период адаптации ребенка. Каждую историю можно прочувствовать и пережить вместе с автором, вынести урок и быть готовым к трудностям», — поделилась своими впечатлениями в Facebook судья специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Жамбылской области Тахмина Султанова.
Другой пользователь – Гульмира Жолдасова из Тараза – отметила, что «это практически первая авторская книга в истории казахской литературы, в педагогике как пособие по психологии для потенциальных приемных родителей и для сотрудников органов опеки и попечительства».
«Автор и его дети четко передают, что происходит, когда ребенок не чувствует родительской любви. К чему приводят недоедание и ощущение беззащитности… Эту книгу можно сопоставить лучшими произведениями Антона Макаренко и Дейла Корнеги», — считает пользователь.
Книгу можно будет купить
Буквально через неделю в свет выйдет третье издание книги «Покажи мне небо. Дневники отца». Тираж в тысячу экземпляров будет в открытом доступе.
«Желающих приобрести книгу очень много, мне пишут из разных регионов не только Казахстана, но и соседних стран. Поэтому в последние месяцы меня не покидала мысль о том, что обязательно нужно переиздание. От Гульмиры Жолдасовой о книге узнал генеральный директор компании «Кокшетау Энерго» Досымхан Аралбаев. Он предложил помочь переиздать сборник. Кстати, книга будет в твердом переплете, это было желание Досымхана Алишевича», — сообщил автор.
В ближайшем будущем «Дневники отца» будут доступны на сайте Flip.kz.
«Сборник можно будет купить, не выходя из дома. И ее доставят в любой регион Казахстана. К слову, третье переиздание мы не стали дополнять. Потому что времени прошло совсем мало — всего год. В планах у нас разделить русский и казахский экземпляры. Думаю, может через год-два выпустим новую книгу. Дети растут – будут новые истории…», — поделился многодетный отец.
К слову, редакцией и версткой всех трех изданий занимались общественный фонд «Семейная академия» и общественное движение «Ребенок должен жить в семье».
«Небо – это про защиту родного человека «
Почему «Покажи мне небо»? В книге есть одноименный рассказ.
«Казалось бы, простой, но очень глубокий, философский смысл. Как-то мы с одним из сыновей возвращались на такси домой из гостей. В трех километрах от нашего села автомобиль заглох. Стало понятно, что это надолго, и мы вышли на дорогу ловить «попутку». Темнело, никто не останавливался.
Я посадил Тамирлана на спину, и мы отправились домой пешком. Деревья вдоль трассы казались уродливыми фигурами. Мальчик уткнулся мне в спину лицом – я понял, что ему страшно. Чтобы отвлечь, я предложил:
— Хочешь, я тебе что-то покажу?
— Калай, карангы гой, аке? (А как, папа, темно же?)
— Слазь и идем!
Мы спустились с дороги, легли в траву.
— Смотри на небо…
Небо было усыпано тысячами звезд. Сын вскрикнул от восторга.
Дома за столом Тамирлан, сверкая глазами, рассказывал о звездном небе.
Через несколько дней копались в огороде, Толеген попросил:
— Аке, покажите мне тоже небо…
Даже интересно: покажи мне небо. Казалось бы, голову подними и увидишь…
Мы вышли за ограду дома и улеглись на траву. По небу медленно и важно плыли белые облака, дул тихий ветерок.
— Уау, как красиво, мы как будто где-то высоко. Мы как будто летим… »
Удивительно, но небо стало потрясением и для повидавшего жизнь отца.
«Казалось бы, небо и небо. Элементарно. Но ставшие сиротами дети живут в казенных учреждениях по расписанию и не видят простых вещей. Взрослый должен показать и рассказать. «Небо» – это ведь условно, понимаете? Это метафора. Это про заботливые руки и любящие глаза. Про уроки жизни. Про защиту родного человека», — пояснил Мурат Кабылбаев.
«Покажи мне небо. Дневники отца» – книга-память.
«Дети, попадая в приемные семьи, очень сильно, отчаянно цепляются за свое прошлое. Боятся его потерять, забыть. И чем сильнее приемные родители пытаются закрыть эту дверь, тем крепче они цепляются за нее. В первые годы мы очень часто говорили о их родителях и родственниках. Ребятишки рассказывали, а я записывал в свой дневник. Я понимал, что эти моменты нужно беречь – для них. Постепенно это расслабило детей. И к моменту выхода книги дети отпустили прошлое. Они знали, что оно сохранено. И уже не так болезненно воспринимали события из «той», другой жизни. Недавно я перечитывал некоторые рассказы. Оказалось, что многие истории они уже и сами не помнят», — констатировал собеседник
И все же в сборник вошли далеко не все события. С некоторыми, очень личными, отец точно знает, они не хотели бы делиться.
Они останутся внутри Семьи.
«Любовь долготерпит, милосердствует…»
Книга Мурата Кабылбаева очень ценна тем, что дает ответы на самые острые больные вопросы, которые встают в приемных семьях.
Как убаюкать недетские раны ребенка?
Можно ли заботой и вниманием «вернуть» ребенку то самое важное, на что он имеет право по факту своего рождения?
«Один из моих детей в прошлом пережил жестокое обращение, — вспоминает многодетный папа. — По поведению было видно, а подробности мы узнали позже.
Он не давал себя обнимать. Напрягался, закрывал лицо руками, убегал.
Доверия не было. Ребенку не нравились какие-либо прикосновения.
Я понимал, что если ничего не предпринимать, последствия пережитого сломают ему всю жизнь.
Мы ничего не спрашивали, просто немного поменяли тактику. Стали выражать свое внимание, любовь, заботу взглядом, улыбкой. Иногда вслух, с любовью, громко, проговаривали достоинства ребенка».
Сын убегал, забивался куда-нибудь в дальний угол и плакал.
«Но со временем ему захотелось поверить нам, — говорит Мурат-ага. — Он перестал плакать. Просто убегал и из-за угла слушал. Быть может, наслаждаясь… Мы увидели его улыбку и услышали, как он шутит.
Однажды он подбежал ко мне и молча подставил щеку для поцелуя.
В горле встал ком. Сердечко сына оттаяло… »
Собеседник признается: ему страшно подумать, что было бы с мальчиком, останься он в казенных стенах детского дома.
Где все для детей, но оборачивается против них.
Отметим, за последние пять лет в Акмолинской области закрыты четыре детских дома.
Сегодня в регионе работает лишь один – Аккольский, а также несколько социальных учреждений.
«Жизнь продолжит писать нашу книгу»
Шесть лет назад, когда вышел первый тираж, дети Мурата и Орынбасар попросили оставить по экземпляру. А недавно взяли по книге и попросили отца подписать – для каждого лично.
Дневники их папы стали поистине бестселлером. Будет ли продолжение?
«Дети растут. Самой старшей дочери – Адель – 21 год. Второй дочери – 19. Троим – по 18, еще троим – по 16. В этом году школу заканчивают пятеро. Алла жазса будут поступать в колледжи и вузы. У нас будут девять студентов. Поэтому мы серьезно готовимся. Стали увеличивать поголовье скота. Ребят надо кормить, одевать, учить. Жизнь продолжается, и я думаю, впереди еще не одно переиздание книги», — поделился мыслями многодетный отец.
Примет ли легендарная семья новых детей?
Мурат Кабылбаев честно отвечает: таких планов пока нет.
«Были случаи, когда меня об этом просили в социальных сетях сами дети, оставшиеся без попечения родителей, из детских домов. В одном случае — ребенок с особенностями в развитии. Но на сегодня мы об этом не думали. Наверно, нужно остановиться. Поставить на ноги наших тринадцать детей: женить-выдать замуж, дать образование. Чтобы они нашли свое достойное место в жизни. Потом внуки пойдут. Надо будет помогать им воспитывать. Пока определенных планов нет», — признался собеседник.
«Пишите, где отец!»
Вся книга – как острие ножа.
Но эта история – особенно.
Магжан – тот самый «атомный» Мага, один из двух братьев. Мальчик-сплошное сердце.
Он и его отец стоят в поликлинике в очереди.
«… Магжан заметил, что на одном из документов в графах «Отец» и «Мать» пусто. Далее «Опекун» и данные мои данные.
Спросил, что такое опекун.
Крепко обняв сына, ответил:
— Я тебя оберегаю, опекаю, защищаю.
Молча показывает на пустые строки. Постукивает пальцем по бумаге:
— А, понятно, но все равно пишите, где отец. И маму пишите…»
Редакция «Aqmola News» готовит видеорепортаж о семье Кабылбаевых и книге «Покажи мне небо. Дневники отца».
Фото из архива семьи Кабылбаевых.