В этом году историко-краеведческий музей отмечает столетие. В первоначальные годы фонд музея составлял 130 экспонатов. На сегодняшний день их число достигает 83 000. Корреспондент Aqmola news посетил музей и узнал об одном из самых древних и интереснейших экспонатов – китайском бронзовом зеркале эпохи династии Тан с изображением львов. (VII-IX вв.)
Коллекция подобных зеркал находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, похожи технология изготовления, наличие внешнего и внутреннего бортика, а также орнамент, выполненный в растительном и зверином стиле. На данном зеркале во внутренней зоне нанесены четыре рельефные фигуры бегущих львов. Во внешней зоне, отделенной бортиками, идет сплошной растительный орнамент из виноградных побегов с завитками. На зеркалах танской эпохи львы приобретают вид добродушных животных.
Зеркало было обнаружено сотрудниками областного музея в общественном музее средней школы села Вячеславки Аршалынского района, во время топонимической экспедиции по территории Аршалынского, Коргалжынского и Егиндыкольского районов в 2006 году. Зеркало дети нашли случайно на берегу Вячеславского водохранилища. Находящийся на территории водохранилища древний курган железного века, постепенно, в течении нескольких лет был смыт водой и волны вынесли на берег бронзовое зеркало.
Бронзовые зеркала с изображением львов появились в Китае в начале VII в., в период, когда китайское орнаментальное искусство интенсивно осваивало новые мотивы, идущие из Ирана, Средней и Центральной Азии и Индии. По-видимому, оттуда и был заимствован орнамент с основными элементами — львами и виноградными побегами. Виноград, несмотря на его широкое распространение, оставался в глазах танских китайцев изысканным кушаньем, связанным с богатством и изобилием и представляющим пищу богов, а виноградное вино называлось «владыкой великого спокойствия». Лев, привозимый в Китай с далёкого запада, стал его символом наряду с тигром, и ему приписывали множество сверхъестественных свойств, в том числе — способность прогонять злых демонов. Считалось, что даже изображение льва внушало ужас всем зверям.
В связи с этим основные элементы орнамента — львы и виноград — имели простые функции — отгонять зло и приносить счастье его владельцу.
Вместе с тем существует идея о том, что зеркала эпохи династии Тан представляют собой миниатюрную картину вселенной. В связи с этим львы на зеркалах могут рассматриваться как четыре божества, символизируя четыре стороны света.
Зеркала с изображением животных и винограда после падения династии Тан перестали изготовляться.