Приближается весенний и нежный праздник для всех женщин Казахстана – 8 марта. День, когда мужчины дарят не только особое внимание своим возлюбленным, но и преподносят подарки, тем самым оказывая уважение и любовь. Возникновение праздника, уходит вглубь истории, во времена, когда женщины рьяно боролись за собственную эмансипацию. И в истории Казахстана немало известных женщин, которые отстаивали свои права, боролись за правду, за любовь. Сегодня мы окунемся в историю и вспомним, самых известных представительниц слабого пола, проживавших когда-то в Акмолинской области, сообщает ИА «Aqmola news».
Многие помнят песню «Балкадиша» в которой поется о том, как казахскую красавицу по имени Кадиша выдают замуж за старика, но немногие осведомлены все же, что эта песня не имеет ничего общего с реальностью.
Одним из культовых комплексов на территории Акмолинской области считается памятник, посвященный девушке Балкадише. Установлен он в 2015 году при въезде в с.Зеренда, а могила Балкадишы находится на мусульманском кладбище с.Кенетколь. Согласно легенде, однажды в ауле Мусы Монтая, что рядом с горой Жыланды в Зерендинском районе, давали большой той по случаю рождения долгожданного ребенка. На пир был приглашен почетный старец Акан серы. Несмотря на радушие хозяев рядом со знаменитым певцом никто не желал садиться. В то время ходили слухи о том, что Акан серы сошел с ума и женился на пери (мифическое существо в виде прекрасной девы). И лишь красавица Кадиша, дочь хозяина, одаренная не только внешней красотой, но и душевной чуткостью, увидев подавленное настроение акына, решив поддержать поэта, со словами: «В наш аул приехал известный акын, почему бы нам вместе не сочинить новую песню» присела рядом с ним.
Девушка поразила поэта своей мудростью, воспитанностью, что степной бард тут же посвятил ей стихи, исполнив их на домбре. Песня «Балкадиша» получилась очень проникновенной и мелодичной, что трогает до глубины души каждого, кто услышал ее.
В 1988 году известный ученый-искусствовед Кайролла Жузбасов собрал 3 варианта песни «Балкадиша» и подготовил их тексты к изданию. Варианты песни, в которой Кадишу выдают замуж за старика, были сочинены другими авторами и не имеют ничего общего с реальностью. Сегодня культовый комплекс «Балкадиша» считается объектом регионального значения.
Расскажем еще одну интересную романтическую историю любви, связанную с Аканом серы. Речь пойдет о возлюбленной Актокты, которой степной бард посвятил ряд песен: «Ақтоқтының ажары», «Ақтоқтының зары», наполненные светлой печалью и грустью вечной любви.
Однажды молодой певец отправился в долгую поездку по аулам Младшего жуза. Встретив красавицу Актокты, поэт страстно влюбляется в нее. Но девушка давно просватана и влюбленным, по степным законам, не было суждено быть вместе. Возможно, поэтому тема любви занимает в творчестве Акана серы особое место. Образ Актокты получил воплощение в песнях акына, посвященной силе любви.
Могила казахской девушки находится в селе Кызылагаш Зерендинского района и считается объектом регионального значения.
Следующая история расскажет об отважной девушке-воительнице, в честь которой был возведен мазар Каныкей в период казахско-джунгарских войн, в 17 веке. В то время местечко Оркендеу в Коргалжынском районе считалась пограничной зоной между казахами и калмыками, местом жесткого противостояния между воющими сторонами. По легенде, в один из военных походов выступила 15 летняя дочь казахского хана Каныкей. В свите дочери хана были 40 нукеров. Это были девушки-лучницы, которые напрямую не вступали в военные действия, а выслеживали предводителей врагов и отстреливали их.
Когда хан калмыков лишился части своих военачальников, он решил создать спецотряд для уничтожения девушек-стрелков. Вооруженный отряд, состоящий из ста джигитов калмыков, обойдя фланги казахских войск, атаковали девушек. Но воительницы дали отпор внезапному нападению. Во время битвы коня Каныкей ранили и девушка осталась пешей. Калмыки поняли, что девушка просто так не сдастся, и обстреляли ее из лука. Так и погибла Каныкей. Отдавшую жизнь за честь народа Каныкей похоронили, воздав почести как батыру. На месте погребения воздвигнуто надгробие из красного кирпича. Но со времен природа сравняла надгробие с землей. Однако народ до сих пор хранит в памяти подвиг отважной юной воительницы.
Еще одна история, наверно одна из самых трагических и романтических. Она рассказывает о любви русской девушки Марии и казахского парня Дуйсена. Песню – признание «Дударай», написанную Марией в честь их любви, знают не только в Акмолинской области. Ее перепевают многие современные исполнители. «Дударай» – именно так ласково называла Мария Дуйсена, что означало «Кудряш». Но давайте подробнее расскажем об их любви.
История произошла в прошлом веке. Русская девушка по имени Мария Рекина и казахский парень Дуйсен очень полюбили друг друга. Но родители молодых всячески препятствовали их соединению. И не желая выходить замуж за нелюбимого, Мария сбегает с возлюбленным, после чего, согласно преданиям появилась знаменитая песня-признание «Дударай» — именно так называла Дуйсена девушка. Молодые терпели лишения, жили у реки, находили приют в прибрежных камышах. Наконец сердце родителей Дуйсена дрогнуло и молодым разрешили пожениться. Но счастье их было не долговечным. Вскоре после свадьбы, Дуйсена призвали в царскую армию, где его сразила чахотка. Высокий статный красавец умер, оставив одну возлюбленную, которой было всего 18 лет.
Прошло много времени, Мария все же вышла замуж и родила 4-ых детей. Большую часть жизни она прожила в селе Кенбидаик Коргалжынского района.
В годы Великой Отечественной Войны Мариям апай посвящала свои стихи землякам, уходившим на фронт. После войны ей было присвоено звание «Заслуженный деятель искусства Казахской ССР». Место захоронения Марии Рекиной считается объектом регионального значения.
Все написанные истории разные, но у них есть одна определенно общая черта. Это образ достойной женщины, ради которой совершали подвиги, сочиняли стихи и пели песни. В этих рассказах есть нечто большое, чем просто история о женщинах, которые работали над собой и становились сильными. Это некий культ и идеализация слабой половины человечества, жертвующей себя во имя семьи, своей любви и своего народа.