В журналистской среде и не только звучало мнение, что казахстанская медиасфера нуждается в понятном регулировании, поскольку действующий закон в области СМИ устарел с появлением соцсетей и мессенджеров.
Во время выступления с обращением к казахстанцам Президент страны К.-Ж.К.Токаев в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года. заявил, что государство уделит особое внимание созданию «открытого информационного пространства».
«Государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа. Представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственность», — заявил Глава государства.
Он добавил, что демократические преобразования невозможны без независимых и ответственных СМИ. «Необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиа-сферы», — отметил Президент страны.
Если сделать краткий обзор вносимых изменений, можно заметить, что все инициируемые меры в рамках нового законодательства призваны решить существующие проблемы отрасли, создать качественно новый формат взаимодействия государства-СМИ-общества, а также способствовать формированию конкурентоспособных отечественных СМИ.
Какие конкретные изменения ожидают медиаотрасль? Остановлюсь в первую очередь на реформирование механизмов финансирования государственной информационной политики и пересмотр принципов регистрации.
Ранее государственная поддержка средств массовой информации осуществлялась посредством государственных закупок. Однако по результатам анализа эффективности государством была проведена работа по выведению государственного информационного заказа из системы государственных закупок.
Начиная с прошлого года реализация государственной информационной политики осуществляется иначе. Это позволило исключить участие в конкурсе вновь созданных медиа – ресурсов, а также организаций, которые были далеки от СМИ своими назначениями.
Кроме того, благодаря новой методике и маркетинговому исследованию изменился расчет тарифных ставок для закупки услуг, что в свою очередь позволяет расширить возможности для дальнейшего развития конкурентоспособности местных средств массовой информации.
В 2022 году управлением внутренней политики как единым организатором по области проведено 4 конкурса. Всего было объявлено 1 143 лотов, включая все областные, городские и районные.
В этом году ведомством проведен 1 конкурс, в рамках которого объявлено 653 лотов.
Следует отметить, что новеллы проекта нового Закона предполагают дальнейшее совершенствование данной ключевой задачи, поставленной Президентом страны по повышению востребованности отечественных масс – медиа. В частности, выявлена необходимость к поэтапному переходу к грантовому финансированию.
В этой связи, представляется обоснованной и перспективной направленность государства на поэтапный переход к грантовому финансированию на основе принципов дебюрократизации, индивидуального подхода и учета творческой составляющей.
В мировой практике благодаря грантам охватывается широкий спектр жанров и направлений, а конечный качественный продукт предоставляется различным слоям общества. К примеру, в Швеции разработана одна из наиболее совершенных моделей государственной поддержки прессы. В этой стране один из высоких общих тиражей ежедневных газет в Европе. Это очень высокий показатель. Шведское государство поощряет создание новых газет — в том числе за счет налоговой политики. Тем, кто проигрывает в конкурентной борьбе, предоставляются субсидии.
Это позволит периодическим печатным изданиям оставаться на плаву. На сегодня они остаются самым многочисленным сегментом и составляют 80,8% от общего количества зарегистрированных в Казахстане средств массовой информации, несмотря, что по популярности среди казахстанцев находятся на третьем месте после Интернета и телевидения.
Поэтому переход в будущем на грантовое финансирование будет стимулировать развитие отечественного контента, необходимого для повышения конкурентоспособности отечественных масс- медиа.
В целом, грантовое финансирование предлагается осуществить поэтапно до 2025 года. Однако, оно пока будет касаться республиканских СМИ. На региональном уровне государственная поддержка останется в рамках текущих механизмов.
Гульмира Каримова, Заместитель руководителя
управления внутренней политики Акмолинской области