В силу пункта 8 статьи 159 ГК РК сделка, совершенная вследствие заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Ссылаясь на данную норму закона, В. в интересах своей 95-летней матери К. выразила несогласие с Договором ренты, заключенного между К. и А., по условиям которого К. передает бесплатно в собственность плательщика ренты А. принадлежащую ей двухкомнатную квартиру. Плательщик ренты, в свою очередь, обязуется в целях пожизненного обеспечения К. предоставлять питание, одежду, лекарственные средства, а также берет на себя расходы по погребению К. в случае ее смерти.
Вместе с тем, по делу установлено, что вступившим в законную силу решением суда К. признана недееспособной.
А., как плательщик ренты, доказательств материального обеспечения К. суду не представил, сведений о доходах и места его работы не имеется, а наоборот, пользовался ежемесячными пенсионными отчислениями К. Также ответчик ранее привлекался к уголовной и административной ответственности.
Судебная коллегия согласилась с решением суда первой инстанции об удовлетворении иска о признании договора ренты недействительным, поскольку на момент совершения сделки 95-летняя К., с учетом состояния ее здоровья, не могла понимать значения своих действий по составлению договора ренты. При заключении договора ренты К. добросовестно заблуждалась о природе заключаемой ею сделки.
Таким образом, судом были защищены законные права пожилого человека.
Жумагулова Нуржамал,
судья Акмолинского областного суда,
координатор работы со СМИ
Фото: kapital.kz