Современные государственные служащие должны отвечать требованиям, предъявляемым обществом, так как главное их назначение – служить общественным интересам граждан. При определении основополагающихпринциповгосударственной службы в вопросах культурывзаимоотношений как внутри государственного аппарата, так и во взаимоотношенияхс гражданами, обществом огромное значение придается человеческой составляющей, то есть моральным принципам иценностям государственного служащего.Ведь именно отсутствие моральных принципов государственных служащих взначительной мере способствует негативным явлениям, злоупотреблениям, коррупции. Это в свою очередь и приводит к снижению доверия населения к институтам государственной власти и наносит урон имиджу государственного служащего.
Сегодня государственные служащие являются гарантом стабильностигосударства.Именно они обеспечивают прозрачность и доступностьинформации, качество и оперативность предоставления государственных услуг для всех групп населения,являются эталоном честности, справедливости и профессионализма.
Каждый казахстанский государственный служащий в своей деятельности обязан руководствоваться Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан, регулирующим правила поведения на государственной службе.Согласно кодексу,они должны быть высокопрофессиональными, честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы.Важно помнить, что этика — это нравственные принципы цивилизованного общества.
Глава государстваКасым-Жомарт Токаев, выступая в январе текущего года на заседании Мажилиса Парламента и в последующем на совещании по вопросам противодействия коррупции, отметил, что работа государственного аппарата требует внедрения «новых подходов» и перезагрузки системы государственной службы для того чтобы стать сервисной и еще более клиентоориентированной.
Необходимо работать над повышением уровня доверия общества к государственным органам и улучшением обратной связи с населением. С этой точки зрения новый Этический кодекс имеет важное значение в правильном понимании и применении норм служебной этики.
Если Этический кодекс прежнейредакции объединял в себя, как морально-нравственные требования к государственным служащим, так и базовые принципы к их поведению, то в новой редакции данный перекос был устранен за счет разделения этических требований от иных положений, не относящихся к служебной этике госслужащих.
Стоит отметить, что изменения коснулись и структуру самого Кодекса, появляется новая глава – «Этические принципы государственной службы», согласно чему служебная этика государственных служащих основывается на шести принципах. Это – добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность. Госслужащие должны всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, проявлять готовность к работе с общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий.
Этический кодекс призван задавать нравственные ориентиры. Ее цель заключается в повышении уверенности государственного служащего в значимости своей работы,укреплении чувства гордости тем,что на государственной службе он олицетворяет все перечисленныев кодексе принципы. Это своего рода присяга, которая дает правона профессиональную деятельность в госаппарате.Принося подобную присягу, государственные служащие понимают,что нарушение заложенных в нейнорм приведет к осуждениюсо стороны общества и государства. Соответственно,строгое соблюдение норм Этического кодекса приведет к уменьшениюпроступков, дискредитирующих государственную службу.
В пользу Этического кодекса говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе лишь карательными мерами вряд ли эффективно, так как прежде всего необходимо устранить коренные причины этих явлений. Другими словами, если сохраняются определенные предпосылки злоупотреблений, дисциплинарных проступков, коррупции, то явление не исчезает. Поэтому своевременные профилактические меры, в том числе разъяснение норм Этического кодекса являются важнейшими составляющимипрофессионального развития государственных служащих, обеспечиваютнеобходимый уровень знаний в области профессиональной этики иделового этикета, навыков их использования в профессиональнойдеятельности.