«Ұлыстың ұлы күнi – Наурыз!» — так назывался межведомственный смотр-конкурс накануне праздника в Кокшетау. Проводили его, кстати, впервые. Участники – четыре организации при облуправлении внутренней политики. Все здесь было по-настоящему: и демонстрация подзабытых народных обычаев и традиций, и исполнение старинных кюев и песен, и по-казахски щедрый, гостеприимный дастархан, передает Aqmola News.
Асель ТУРАР.
Четыре команды – четыре аула. К примеру, коллектив медиа-холдинга «Ақмола Тiршiлiк» представлял аул Сакена Сейфуллина, так как именно он в свое время открыл газету «Тiршiлiк» (сейчас «Арка Ажары», входит в состав ТОО).
Команды подготовили театрализованные представления, музыкальные номера и роскошный дастархан с угощениями. Каждый из номеров – демонстрация казахских обычаев и традиций, подчас подзабытых; красивых костюмов, узоры на которых таят глубокий сакральный смысл, национальный код; бата – благословение аксакалов, пожелания здоровья, мира, достатка, благоденствия, спокойствия…
Среди обычаев и обрядом, которые напомнили и «проиграли» почти вживую конкурсанты, — «Қамшы iлу», «Шеге шапан», «Саукеле», «Қарғы бау тагу», «Сырға салу» и многие другие.
К примеру, учебно-методический центр (обучение языкам госслужащих) представил сразу несколько обрядов и обычаев.
«Шеге шапан» — в ходе сватовства отец невесты получает от гостей подарки — как своеобразный задаток. Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот обычай именуется «шеге шапан».
Обычай «Камшы iлу» также связан с будущим возможным сватовством. Отец джигита вместе с уважаемыми людьми прибывают к отцу девушки. После угощения отец джигита перед отъездом вывешивает камчу на кереге (часть юрты). Отец потенциальной невесты понимает намек и должен дать ответ. Если он отрицательный, камчу возвращают хозяину. Если положительный – камчу берут себе.
В рамках театрализованного представления журналисты «Акмола Тiршiлiк» продемонстрировали обычай «Қазан шегелеу». В буквальном переводе «клепать», «чинить» казан.
Хорошие знакомые, близкие люди, собравшись, идут к кому-либо из своих друзей и говорят, шутя, что пришли на «чинить казан». Хозяин, принимая шутку, отвечает этим же: Хорошо, что догадались сами, а то мы собрались искать мастера, который починил бы наш казан». И готовит для них угощение. «Казан шегелеу» значит «пришли в гости». Этот обычай показывает гостеприимство и щедрость казахского народа.
Номер продолжил монолог Қыдыр ата – популярного мифического персонажа, который существовал в степи еще до появления ислама. По древней казахской легенде, Қыдыр ата обходит сорок домов в последнюю ночь перед Наурызом. Согласно поверьям, он приносит счастье и благополучие. Считалось, что Қыдыр ата заходит в те дома, жильцы которых встают рано утром. Дети просыпались на Наурыз ни свет-ни зря, а девушки и юноши старались в ночь перед праздником не спать и беседовали за дастарханом.
В каждом из «аулов» развернули роскошные дастарханы с разными вкусностями – бесбармак, курт, коспа и так далее. Отдельным конкурсом – дегустация наурыз көже.
Звучали стихи и песни под аккомпанемент домбры, а дети играли в асыки.
Весенние театрализованные номера оценивало жюри в составе почетного журналиста-ветерана Госмана Толегула, руководителей облуправления внутренней политики и горотдела культуры Алтынай Амреновой и Куним Жумаеновой, директора телеканала КOKSHE Ерлана Нурбайулы.
Победителем конкурса признана компанда ТОО «Ақмола Тiршiлiк». Почетное второе место присудили коллективу учебно-методического центра, третье – проектного офиса «Рухани жангыру». К слову, награда была денежной – по 50, 30 и 20 тысяч тенге, соответственно. Поощрительный приз – у молодежного ресурсного центра Акмолинской области.
Также главный редактор газеты «Арқа Ажары» Қайырбай Тореғожа, исполнивший роль Қыдыр ата, и специалист Молодежного ресурсного центра Аккербез Икатайкызы (кюй Даулеткерея) присудили приз зрительских симпатий.