Как не попасться на уловки интернет-мошенников, рассказала на брифинге в РСК начальник управления региональных представителей в Кокшетау агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Гульнара Омарова, сообщает ИА «Aqmola News».
Электронные платежи и торговля стали неотъемлемой частью финансового сектора. Финансовая отрасль – лидер во внедрении и применении инновационных технологий и цифровых сервисов для взаимодействия с клиентами.
Однако все эти новые и удобные финансовые инструменты не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски. Деятельность цифровых финансовых услуг требует обеспечения конфиденциальности данных, наличия надежных средств проверки личности, защиты от хакеров и мошенников. Для этого пользователи должны обладать достаточной финансовой и цифровой грамотностью.
Гульнара Омарова на брифинге обозначила основные вопросы, которые волнуют акмолинцев. Также спикер рассказала, как обеспечить безопасность своих электронных финансов.
Какие сейчас активизировались виды интернет-мошенничества?
«Схемы телефонных мошенников эволюционируют и оттачиваются с годами, они активно используют современные технологии и методы социальной инженерии, чтобы увеличить число своих потенциальных жертв. Злоумышленники могут представляться кем угодно – сотрудниками банков, правоохранительных органов, покупателями, продавцами. Их главная задача – разговорить абонента, заставить скачать вирусное приложение либо получить полные реквизиты карты, включая трехзначный код с обратной стороны, а также код подтверждения через SMS», — сообщила Гульнара Омарова.
Например, злоумышленники зачастую используют специальное программное обеспечение, которое маскирует их реальный номер телефона. Поэтому, даже если на телефоне высветился знакомый номер банка, это еще не повод доверять.
«В очередной раз хотим напомнить, что в случае возникновения проблемных ситуаций, банковские работники никогда не звонят первыми и не запрашивают у вас никакой информации. Они точно не будут угрожать, запугивать, чтобы вы срочно перевели свои деньги на «безопасный» счет. Если звонящий заводит разговор о деньгах, то это повод скорее завершить разговор и перезвонить в банк», — сказала начальник управления.
Нельзя передавать имя на латинице, срок действия карты, CVC/CVV-коды (трехзначные коды, указанные на оборотной стороне), кодовое слово и остаток денежных средств, а также коды, приходящие в SMS-сообщениях. Ни в коем случае не скачивайте приложения, которые предлагают.
Как маскируются мошенники?
«Мошенники обычно представляются сотрудниками отдела безопасности или кибербезопасности финансовой организации и сообщают о том, что «сработала система». По их словам, именно в этот момент «по карте или счету клиента проводится подозрительная операция». Чтобы ее остановить, нужно назвать кодовое слово или SMS-код, который прямо сейчас будет направлен банком на мобильный телефон. При этом мошенники сами называют полные реквизиты карты и даже данные удостоверяющих документов ее владельца», — рассказала Омарова.
Современные преступники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного офиса. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Если человек колеблется или отказывается раскрывать информацию, ему угрожают, что деньги с его карт и счетов будут потеряны прямо сейчас.
Что нужно делать в таких ситуациях?
«В случае, если вам поступает звонок якобы от службы безопасности или даже «личного менеджера» банка, лучше сразу прервать разговор и положить трубку. Ведь сотрудник банка никогда не запросит эти данные и первым не позвонит», — пояснила спикер.
Кроме того, настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить, чтобы уточнить информацию о вас: фамилию и паспортные данные, оформленные карты и их реквизиты, а также остатки денежных средств. В банке имеется полное финансовое досье и кредитная история.
«Если действительно происходили подозрительные операции, банк заблокирует счета и карту, о чем уведомит вас в мобильном приложении или посредством SMS. Что бы ни говорил вам звонящий, ни в коем случае не поддавайтесь панике, кладите трубку и самостоятельно перезванивайте в call-центр своего банка», — прокомментировала начальник управления.
Уточните в банке, когда были в последний раз совершены операции по счету. Если мошенники все же успели снять средства с карты или оформили на «чужой» кредит, тогда нужно написать заявление в банк о проведении внутреннего служебного расследования. К данному заявлению необходимо приложить копию заявления в правоохранительные органы.
Обязательно сохраните копию заявления с регистрационным номером. Если мошенники попытаются оформить кредит, то можно доказать свою непричастность к нему. Также можно обратиться в агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Можно ли вернуть деньги, которые мошенники успели снять или перевести на другой счет?
С 2016 года в Казахстане действует Закон РК «О платежах и платежных системах». Согласно ему возврат средств при денежном переводе осуществляется в ряде случаев. Один из них – установление факта несанкционированности платежа. Данный факт устанавливается после тщательного расследования, которое проводят банк и правоохранительные органы.
Возврат денег по несанкционированному платежу или переводу проводит банк бенефициара, то есть лица, которому поступил платеж или перевод, через изъятие денег с банковского счета, на который были зачислены деньги. Причем согласия данного лица не требуется. И банк бенефициара возвращает средства не позднее следующего операционного дня после обнаружения факта за счет имеющихся денег на банковском счете бенефициара.