Сейчас растет число казахстанцев, которые работают в таких мировых компаниях-гигантах, как Facebook, Google, Amazon, Apple, LinkedIn, Microsoft, eBay, Booking.com. Много и тех, кто работает непосредственно в Кремниевой долине, где расположены штаб-квартиры этих высокотехнологичных корпораций. TengriMIX поговорил с одним из наших соотечественников, который уже два года живет и работает в Кремниевой долине. Программист рассказал о своей жизни и дал советы, которые пригодятся при трудоустройстве в международные компании.
28-летний Максат Кадыров начал работать в Кремниевой долине — в компании LinkedIn — с марта 2020 года. В США он начинал жить еще в 2016 году: учился и работал в Южной Калифорнии рядом с Лос-Анджелесом.
Парень родился в Актобе, с 2011 года жил в Нур-Султане. Окончил бакалавриат в Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева по специальности «автоматизация и управление». Позже поступил в магистратуру California University of Management and Sciences в Калифорнии (США) по специальности «компьютерные информационные системы».
«Американский стартап, в котором я участвовал, обанкротился в середине 2019 года, и я вернулся в Казахстан, открыл сразу же свою IT-компанию. Но мы думали о возвращении в США, у меня была виза, а моей жене дали американскую визу лишь на пятый раз. Как только она получила визу, мы полетели обратно в Лос-Анджелес, купили самую простую машину и переехали в Кремниевую долину без работы. Снимали комнату у казахстанцев, которые там работали.
Как только мы приехали, я начал заниматься поиском работы. У меня ушло 33 дня (с 19 января по 21 февраля). По меркам Долины это очень быстро. Относился к этому, как к работе, у меня было четкое расписание, в какое время я подаю на вакансии, а в какое время у меня собеседования. Трудности были моральные и финансовые. В какой-то момент я уже начал думать, что ничего не стою на рынке труда, и был готов взяться за любую работу. Но моя жена верила в меня и поддерживала. У нее, в отличие от меня, получилось найти работу за пару часов, и этот месяц она обеспечивала нас, за что я ей очень благодарен. Я помню, как мы ели только по одному печенью в день, только чтобы хватило денег подольше.
Как Google и LinkedIn торговались по зарплате
12 февраля у меня было собеседование в LinkedIn. После обеда мне позвонили и сказали, что приглашают на финальное интервью 20 февраля. В этот же вечер позвонил рекрутер, который искал кого-то на срочную контрактную позицию в Google. Спросил, на какой стадии у меня другие интервью, и дал знать, что LinkedIn приглашает на финальное интервью. Он пообещал, что также организует мне финальное интервью в Google. В назначенную дату я прошел финальное интервью и после обеда получил предложение на контракт с Google. Я сразу же дал знать рекрутеру в LinkedIn, что у меня на руках есть предложение от Google. Через час они назначили интервью на следующий день в 10 утра. Интервью прошло отлично, и после обеда я получил предложение от LinkedIn.
У меня на руках было два предложения от крутых компаний. Позже вечером мне позвонил представитель одного из успешных стартапов, в котором я проходил интервью почти месяц назад, и сказал, что они готовы сделать предложение. Я им назвал цифры, которые предложили Google и LinkedIn. Ближе к вечеру я получил уже третье предложение работы.
Два дня я решал, в какую компанию пойти работать. Представители Google и LinkedIn начали поднимать размеры заработной платы, чтобы я выбрал именно их. CEO стартапа позвонил в 21.00 вечера, чтобы попробовать меня уговорить выбрать именно их. В конце концов они сравнялись по цифрам.
Затем Google предложил сразу начать делать грин-карту, но я отказался. Я выбрал Linkedin, потому что мне больше понравилось собеседование в этой компании. Они очень много уделяли внимания тому, чтобы понять, какой я как человек. Ощущения после интервью с Linkedin были, как будто я сходил к друзьям попить чай.
Компании так часто торгуются: в Кремниевой долине, если вы нужны хоть кому-то, то вы нужны всем, так как умы и талант — главный капитал компании.
Зарплата в Кремниевой долине
Моя должность в Linkedin — Senior Software Engineer. На этой должности компенсация (заработная плата) примерно 300 000 долларов (более 130 миллионов тенге) в год. Туда входят акции и бонусы. Важно отметить, что примерно 35 процентов от зарплаты уходят на разные налоговые выплаты, а акции вообще подлежат 56 процентам налогообложения. Кроме того, я веду Instagram-блог, где рассказываю о буднях программиста, как «подаваться» на интервью и как их проходить, что учить, читать, как отвечать на вопросы, рассказываю о разных технологиях, которые используются в больших компаниях, и о своей IT-компании и проектах.
В 2016 году, когда я подрабатывал доставщиком еды, мне несколько раз попалась доставка в Blizzard — компанию, разрабатывающую игру World of Warcraft. Тогда я был просто в шоке от их офиса, я мечтал у них работать. Я искал сотрудников этой компании в LinkedIn и писал им с просьбой передать мое резюме. Мне так и не ответили. Но целенаправленно я не пытался устроиться в большую компанию. Так просто сложилось.
Казахстанцы в Google, Facebook и LinkedIn
Казахстанцев очень много в Долине, многие работают в Google и Facebook. В LinkedIn я лично знаю трех казахстанцев. Я думаю, они есть в каждой крупной компании. У нас в компании в Slack (корпоративный мессенджер) есть группа русскоговорящих людей, там все из постсоветского пространства. Мы встречаемся за обедами и устраиваем посиделки. Сейчас, конечно, это бывает крайне редко и только на свежем воздухе.
Как попасть на работу в крупные IT-корпорации в Кремниевой долине
Важный лайфхак — это постоянно решать задачи по алгоритмам. Как только у вас это стало получаться, нужно практиковать прохождение собеседований: нестрашно получать отказы, пробуйте себя дальше в других компаниях, через некоторое время пытайтесь вновь в те же корпорации. Так вы научитесь их проходить, а после предпочтительнее найти человека, кто сможет вас «прорефералить» (порекомендовать). Рекомендация гарантирует, что ваше резюме обязательно просмотрят. Параллельно надо делать какие-то проекты, которые будет интересно слушать интервьюеру, например, проект, где вы создаете свой язык программирования или какую-нибудь программу с использованием передовых технологий. У вас должно быть, что рассказать интересного.
Устроиться на работу в Долине казахстанским программистам вполне реально. Я ранее не знал, что в Казахстане есть такое поверье, что сначала нужно попасть в Европу, а потом только тебя возьмут на работу в Кремниевой долине. Наверное, это более легкий путь, о котором я, к счастью, не знал и рискнул.
Большинство программистов по миру пренебрегают базовыми знаниями компьютерной науки. Сейчас можно обучиться создавать сайты и приложения без базовых знаний компьютерной науки, это снижает порог входа в IT и дает возможность быстро найти работу. Но этого недостаточно, чтобы пройти интервью в крупной компании.⠀
Код, который вы напишите в мировой компании, имеет огромное влияние. Счет идет не на секунды, а на миллисекунды. Поэтому очень важно разработчику понимать, как быстро работает его код и сколько памяти он занимает. Память — это ресурс, который нужно тратить с умом. Эти знания даются в базовом курсе компьютерной науки. Все, кто в Долине, хорошо знают именно базовые вещи.
Как правильно себя вести на собеседованиях
Заработная плата в больших компаниях обычно выдается справедливо. Так как они не хотят, чтобы вы ушли. Лучше всего пытаться не называть цифры до того, как вы узнаете, что они хотят вас принять на работу. Не принимайте первое предложение, скажите, что рассчитывали на большее, спросите насчет переезда, покроют ли они все расходы, есть ли у них Sign-Up бонус — это когда выплачивают единовременный бонус за то, что вы подпишите с ними договор. Легче всего торговаться тогда, когда у вас есть еще одно предложение от другой крупной компании.
Самый сложный вопрос на интервью в LinkedIn
Во время собеседования в LinkedIn мне задали вопрос, из-за которого я думал, что провалился. Меня спросили: «А что ты можешь сделать с закрытыми глазами? Вот прям настолько хорошо, что тебе раз плюнуть это сделать». У меня был ступор. Представьте себе, вам задают вопрос на собеседовании, а вы замкнулись на 10 секунд в себе и не можете ничего ответить. Через 10 секунд интервьюер с удивлением спросил: «Нет ничего, что вы можете сделать с закрытыми глазами?». Я ответил: «Ну, я могу так спать». Мы вместе посмеялись и перешли к следующему вопросу. ⠀
В конце интервью оказалось, что вопрос этот был с подвохом и я прекрасно на него ответил. Менеджер сказал, что не хотел бы иметь в команде людей с раздутым эго, думающим, что они могут делать что-то так хорошо, что даже смотреть не нужно. Эго сыграет свою роль рано или поздно в отношениях между членами команды, а также может стоить компании огромных денег.
Я уверен, что я бы не получил предложение, ответив уверенно, что могу что-то сделать с закрытыми глазами. Не раздувайте эго, каким бы крутым вы себя ни считали. Все мы легко заменяемы.
Оценка уровня цифровизации и перспективы IT-рынка в Казахстане
Я доволен цифровизацией в Казахстане и считаю, это то, чем Казахстан может гордиться. Перспективы огромные, но до появления в стране компаний уровня хотя бы «Яндекса» немного рано. В первую очередь это из-за кадров. Уровень программистов слабоват из-за того, что им легко найти работу, их просто не хватает в стране. Порог входа низкий. Очень надеюсь, что в скором времени их станет достаточно и начнется конкуренция.
Максат с семьей
Утечка мозгов
Считаю нормальным то, что люди уезжают работать за границу, но очень надеюсь, что они вернутся с опытом и идеями. Если страна не нужна нам самим, то она никому не нужна. Мы с женой планируем вернуться.