На многих базах отдыха и в гостиницах хозяева нередко вводят различные правила, нарушение которых грозит уплатой «штрафов». С туристов требуют деньги за порчу имущества, бой посуды и нарушение правил общественного порядка. Корреспондент Tengritravel.kz обратился к юристу, чтобы выяснить, могут ли владельцы гостиниц требовать у своих гостей деньги за нарушение регламента проживания.
Курение в номере — штраф 10 тысяч тенге, порча имущества — штраф 10 тысяч тенге, бой посуды — штраф пять тысяч тенге, купаться в бассейне в нетрезвом состоянии — штраф пять тысяч тенге, распитие спиртных напитков в бассейне — штраф 10 тысяч тенге, ставить стеклянную посуду вдоль бассейна — штраф пять тысяч тенге, заниматься любовью в бассейне — штраф 20 тысяч тенге. Такую памятку выдали гостям одной из баз отдыха в Чундже. Опубликованное фото с «правилами» облетело соцсети и вызвало множество вопросов.
Председатель правления объединения юридических лиц «Ассоциация «Лига потребителей Казахстана»
Светлана Романовская пояснила, что хотя гостиницы имеют право предупреждать клиентов, но ситуация со штрафами не так однозначна.
«Турист должен быть предупрежден, что нельзя в бассейне заниматься любовью и все прочее, что там перечислено. Эти правила уместны, конечно, но это гражданско-правовая ответственность. В публичных местах нельзя заниматься любовью. За это ответственность предусмотрена Административным кодексом. Если был нанесен какой-то ущерб ребенку, что он там увидел, испугался или еще что-то, то это тоже правовая ответственность, которая в суде должна решаться — судья должен выносить решение по поводу того, как поступить с нарушителем, в рамках действующего законодательства, но не предприниматель, это однозначно», — прокомментировала она.
Президент ассоциации также пояснила, что штрафовать могут только государственные органы, предприниматели термин «штраф» в своих правилах использовать не имеют права.
«Если они ставят такую цену за стакан или еще за что-то, у потребителя есть право либо точно такой же стакан приобрести и привезти им, либо потребовать, чтобы предприниматель предоставил документ, в котором будет указано, по какой цене был приобретен этот стакан, и отдать эту сумму. Предприниматель не имеет права требовать от гостя сумму выше», — сказала она.
Еще один большой вопрос, который часто возникает у гостей различных баз отдыха: а можно ли приходить со своей едой или напитками, и если нет, почему нельзя? Бывает, что гостям с детьми запрещают привозить с собой даже детское питание. Светлана Романовская считает, что, вводя этот запрет, места размещения просто хотят обезопасить себя юридически, на самом деле привозить свои продукты можно, но тогда турист должен самостоятельно нести ответственность за свою пищевую безопасность.
«Однозначно, они не могут запретить привозить свои продукты — по закону так. Нам не могут навязывать то, в чем мы не нуждаемся. Просто сейчас пандемия, и турист, заезжая на базу отдыха, должен написать расписку, что заезжает с такими-то продуктами питания и несет ответственность за свою пищевую безопасность самостоятельно», — сказала она.
Бывают, конечно, у администрации мест размещения и другие опасения насчет отдыха туристов. Зачастую, конечно, это связано с мусором, который оставляют гости. Но и этот вопрос также можно решить, написав расписку.
«Туристу нужно будет написать, что он гарантирует, что все пищевые отходы он за собой уберет потом: заберет с собой или выбросит туда, куда скажет представитель места размещения», — заключила Светлана Романовская.