Вполне реальная угроза вымирания нависла над селом Обалы Бурабайского района Акмолинской области. В местной школе не набиралось нужного количества учащихся, из-за чего могли закрыть девятилетку, оставив лишь начальное звено. А это, в свою очередь, неизбежно бы привело к оттоку местных жителей. Но сельчане и не подумали сдаваться, они разослали по регионам Казахстана приглашение к переезду. А потом стали скидываться и выкупать для многодетных семей пустующие дома. Съемочная группа «Aqmola News» узнавала подробности на месте.
Асель ТУРАР, фото и видео Адильхан ЕЛЬТАЕВ
«Если закроют девятилетку, нам всем придется уехать»
Село Обалы расположено в 45 километрах от Щучинска. Оно входит в состав Златопольского сельского округа. 100 дворов – около 350 человек. К услугам местных жителей фельдшерско-акушерский пункт, три магазина, мини-центр с яслями и, конечно же, школа. До лета прошлого года это была одиннадцатилетка, но после выпуска самого многочисленного 11 класса учеников заметно поубавилось. Настолько, что не набиралось 41 – столько, сколько полагается для работы девятилетней школы. Мало кто согласится отправить детей учиться после 4 класса пусть даже в соседнее село. Многие задумались о переезде…
Сдаться, как говорится, легче всего – жители Обалы решили побороться. Ведь это их любимая родина, окруженная сосновыми лесами и лечебным озером. Здесь красивые ровные улочки, уютно освещаемые по вечерам фонарями. Добротные дома с просторными дворами и щедрыми огородами. Чистая и очень вкусная вода. И, наконец, здесь живут замечательные люди, ставшие друг другу по-настоящему родными. И они, эти люди, договорились найти выход. И нашли. Они распространили в масс-медиа и социальных сетях объявление, в котором приглашали многодетные семьи переехать в Обалы. Пообещали то, что даже не каждый акимат рискует обещать, — жилье. Проявили тот самый «действенный патриотизм», о котором упоминается в казахстанских стратегических документах.
На акимат не надеялись
Квартирный – вопрос щепетильный. Тем более учитывая, что выкупить для новоселов пустующие дома сельчане ни акимат, ни местный хозсубъект не просили. Привыкли люди надеяться на себя. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Они просто-напросто скинулись. Кто сколько может – кто по 25 тысяч тенге, кто 50, а кто 100 тысяч от семейного бюджета оторвал. Ради детей и малой родины. Выкупили три дома. Они, эти дома, пустуют по несколько, а то и десятков лет. Но хозяева имеются, хоть и переехали. Стоимость, я так поняла, измеряется сотнями тысяч тенге, не миллионами. Также сельчане их ремонтируют – в основном, печь, проводят трубы отопления. Главное – чтобы в доме было тепло, остальное – дело наживное.
«Теперь нас никто не прогонит, подобрав «менее многодетных» квартирантов»
В двух из трех домов я побывала. Если честно, подумала: да кто ж приедет жить в такие… Записывала стендап на крыльце новоселов и мысленно ругала себя: получится антиреклама. Слишком уж неказисто жилье.
А потом вошла в дом и увидела счастливую улыбку Камилы.
Камиле Исмаиловой 42 года, она приехала к нам на север из Каскелена Алматинской области. С пятью детьми и 17-летней племянницей Дамилей, которую воспитывает с 10-месячного возраста.
Младшему ребенку год и семь. Ребятня в полном восторге: есть двор, где поиграть. И главное – есть снег! А в Обалы его куда больше, чем в Кокшетау. И гораааздо больше, чем в Каскелене.
Женщина делится: у нее – впервые за несколько лет – покой на душе. Вот как важно человеку иметь свой угол! Пусть ветхую, неказистую, но собственную крышу. Откуда никто не прогонит, подобрав «более надежных» квартирантов. И с меньшим количеством детей.
Мать-одиночка призналась, что не раз отгоняла плохие мысли. Потому что усталость и страх перед будущим без защиты отнимают разум.
Но теперь она еще повоюет.
Оптимизма добавила поддержка местных. Какие они здесь необыкновенные – дружные, отзывчивые. Камила, как и многие звонившие, никак не могла понять: как это — жители складываются и покупают приезжим дома?.. На свои кровные. А потом делают ремонт — своими руками. И приносят пусть и старую, но добротную мебель, посуду, одежду. Свое вести они не стали, да и не особо много нажили, скитаясь по съемным углам.
— Каждый день заходят, спрашивают, есть ли хлеб, молоко, мясо, яйца. Имам приезжал, продукты привез. Аким тоже. Мы почувствовали себя нужными этому селу…
— Мечтаю, что дети выучатся, получат профессию и будут приносить пользу Обалы. Теперь это наша родина, никуда не уедем.
Но однозначно пока можно сказать одно: благодаря детишкам Камилы девятилетку не закроют.
«Как много семей растят детей в съемных углах»
Камила Исмаилова и ее дети – далеко не единственные, кто решился на переезд в маленькое село на севере Казахстана. Уже весной здесь ждут еще одну многодетную маму – из столицы. Женщина воспитывает восемь ребятишек и при этом у нее тоже нет своего жилья.
«Приезжали супруги из Кызылорды, у них четверо детей. Выбрали дом, до марта нужно успеть отремонтировать. Сегодня ездил в город, заказал печь-котел. Я в Обалы родился, всю жизнь здесь. Конечно, переживаю за село», — рассказал по телефону местный житель Нурлан Кабдуллин.
В объявлении указан номер исполняющей обязанности директора сельской школы Кымбат Ахметовой. В первую неделю телефон, по ее словам, разрывался от звонков. Да и сейчас продолжаются. Звонили из Кызылорды, Шымкента, Туркестана, Байконура, Семея и других регионов. И не только многодетные. Были и пожилые пары, вырастившие детей и мечтающие о спокойной старости в курортном краю…
И все же больше всего звонков было от людей без своего жилья и, соответственно, без нормального дохода. Объявление из маленького села под Щучинском показало реальное, неприглядное положение вещей. Как много наших граждан растят детей в съемных углах.
«Живее всех живых»
Люди уточняли про подъемные, социальную помощь и по какой госпрограмме выдают квартиры. Каждому приходилось объяснять: никакая это не госпрограмма, а инициатива жителей, не желающих мириться с гибелью села. А оно, говорят в Обалы, живее всех живых. Дома в перспективе для приезжих есть. Можно отремонтировать пустующие, а можно достроить. У кого хороший достаток, к примеру, — имеются пять «брошенных на полпути» коттеджей.
Питьевой водой, причем качественной, население обеспечено стопроцентно. Многие провели воду в дома, поэтому в них есть «городские» туалеты-ванные и машинки-автомат.
Работа для новоселов найдется, особенно мужчин. Обалы – это 11 тысяч гектаров посевных площадей, а также животноводческие хозяйства. А значит, нужны агрономы, механизаторы, трактористы и комбайнеры, ветеринары, пастухи и так далее. Зарплата – без задержек, уверяют местные.
Дороги асфальтированные, улицы освещенные. Трасса на Щучинск – гладкая. Ходят автобус, такси. Про соцобъекты я говорила в самом начале, а вот с досугом, правда, есть проблемы. Но и тут жители не стали сетовать, куда, мол, смотрит акимат.
— Перед школой видели недостроенное здание? Это должен был быть торговый дом, еще, кажется, при Союзе начинали. Сельчане опять же сложились, кто сколько может. Спонсоров нашли. И уже установили окна-двери. Весной продолжим – люди сами выходят работать, кто свободен. Будет у нас там, Алла жазса, тойхана — нам сейчас негде массовые мероприятия и поминки проводить — и спорткомплекс для молодежи.
Так что, сами видите, главный козырь Обалы – это его люди.
P.S. для тех, кто задумался о переезде: номер Кымбат Базаровны – 8 777 035 13 70.