На заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Акмолинской области обсудили проблемный вопрос строительства жилого комплекса «Жансая-2», сообщает ИА «Aqmola News».
Асель МУХАМЕД — АМИН
Предыстория
В 2007 году акимат города Кокшетау предоставил право аренды на земельный участок площадью 4,1 га (пять лет), ТОО «Кокшетауская топливная База» для строительства многофункционального ЖК «Жансая». В 2012 году земельный участок для строительства первой очереди МЖК был сегментирован и выкуплен в частную собственность.
В 2015 году застройщик за счет собственных средств и банковских займов по программе «Нурлы Жол» сдал в эксплуатацию 1-ую очередь МЖК «Жансая» на 357 квартир. Объем затраченных средств составил 2,8 млрд тенге.
В 2017 году компания начала разрабатывать проект по строительству второй очереди жилья. На земельном участке, площадью 2,9 га, находящегося в частной собственности застройщика, были проведены геодезические работы. Причем, проект разработали в соответствии с генеральным планом и ПДП «Набережная озера Копа».
В 2018 году строительство 2-ой очереди МЖК «Жансая» включили в план застройки города Кокшетау на 2019-2020 годы. На первом совещании по застройке МЖК под председательством заместителя акима Акмолинской области сочли необходимым произвести корректировку проекта застройки с целью замены 2-го класса жилья на 3-ий. В связи с тем, что в Кокшетау имеется большая потребность этого класса жилья участниками «Жилстройсбербанка» (ныне Отбасыбанк). При этом протокольным решением акимату города поручили дать предложения по резервированию земельного участка в районе ЖК «Жансая» для организации парковочных мест и благоустройства территории.
Далее была произведена корректировка проекта со 2-го класса жилья на 3-тий. Однако выяснилось, что нельзя провести госэкспертизу, так как в результате корректировки количество квартир возросло до 600. А площадь выкупленного земельного участка не может вместить все парковочные места для машин. То есть, застройщик, имея разработанную проектно-сметную документацию, земельный участок и, самое главное, желание построить этот объект, не может получить в акимате право аренды на дополнительный земельный участок под автостоянку. Причем, строительство планируется за счет собственных средств и кредитов банка с обьемом капиталовложений более шести млрд тенге.
В сентябре 2019 года на градсовете, при презентации эскизного проекта застройщику сделали ряд замечаний. Члены совета сочли нецелесообразным включить три 12-ти этажных дома и один 16-этажный из-за недостаточности площади земельного участка под парковку и др.
Но проект все все же одобрили с замечаниями. Были внесены изменения в цветовое решение фасадов с применением современных отделочных материалов, предусмотрели парковочные места с учетом собственников земельных участков, разработали проект детальной планировки.
Компания вновь разработала эскизные проекты в новых цветовых решениях, причем неоднократно подавались заявления о предоставлении земельного участка, примыкающего к основному в рамках ст. 48 п.5 Земельного Кодекса.
В 2020 году ситуация повторилась. Предприниматель до сегодняшнего дня не может пройти процедуру утверждения проекта в акимате города и получить АПЗ, и дополнительный земельный участок. Им был предоставлен эскизный проект на утверждение, который был подписан прежним главным архитектором города. Однако приказа на согласование эскизного проекта так и не последовало, что повлекло отказ в приеме документов на проведение госэкспертизы.
Ввиду изменений в СНиПах норм парковочных мест застройщик вновь подает заявление о предоставлении земельного участка для обслуживания объекта. Однако и здесь приходит отказ с ответом, что «данное заявление рассматривается в порядке оказания государственных услуг, путем подачи через портал». Предприниматель подал заявление через портал, однако ему отказывают по причине необходимости реализации земель посредством аукциона.
«Какой-то замкнутый круг. Большие претензии к монополистам по выдаче технических условий, а также к акимату города, которые не выполнили договоренности при сдаче первой очереди МЖК «Жансая». Не взята на баланс ЖКХ города трансформаторная подстанция дома, обслуживание которой обходится застройщику ежемесячно в оплату суммы технических потерь электроэнергии. Хотя после подписания акта ввода в эксплуатацию, регистрации права собственности на квартиры и нежилые помещения в МЖД, товарищество утратило функции застройщика», — комментирует председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Валентина Геращенко.
По ее мнению, в описанных действиях МИО усматривается административный барьер, который создан для предпринимателя должностными лицами, а именно на предмет соблюдения законодательства в сфере оказания государственных услуг.
«Здесь усматриваются признаки дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу. Они предусмотрены пп.11 п. 1 статьи 50 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» и выражаются в явном воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов», — считает Валентина Геращенко.
К слову, застройщик пять раз менял эскизные проекты. Общая стоимость которых обошлась ему в порядка 25 млн тенге.
«Я, если можно так сказать, кадровый строитель. К желанию инвестировать в строительство родного города, его развитие меня подтолкнула инициатива Елбасы, подчеркнувшего важность реализации жилищной программы «Нурлы жер» для населения нашей страны. Нами не было использовано ни одного тиына дольщиков, все это были прямые инвестиции, а это, согласитесь, большие затраты. Конечно, я бы мог предусмотреть и паркинг, и другие плюшки, но цена-то взлетит. Для меня, как предпринимателя и простого налогоплательщика этот проект стал настоящей болью», — говорит учредитель ТОО «Кокшетауская топливная база» Салимбек Құсайын.
По словам и.о. руководителя отдела архитектуры и градостроительства города Кокшетау Агзама Джумабекова, в последний раз застройщику выдали мотивированный отказ в связи с несоответствием эскиза цветовому решению с привязкой к существующему многоквартирному жилому дому.
«Мы, как государственный орган, заинтересованы в едином архитектурном стиле, есть такое понятие и мы его придерживаемся. Если в первой очереди МЖК был построен в красном цвете, то почему вторая в белом?», — заявил Агзам Джумабеков.
Это единственная причина, которую озвучил Агзам Джумабеков на совете. Причем у его участников возник закономерный вопрос: всегда ли отделом архитектуры соблюдаются столь строгие требования к цветовой гамме?
«Посмотрите, новый микрорайон Сарыарка построен в разной цветовой гамме, и это никого не настораживает. То есть получается, при единых подходах, как вы говорите, подобные проекты все же утверждаются. С каких пор вы стали так внимательно и критично подходить к цветовой гамме, есть ли статистка отказов?», — обратился к Агзаму Джумабекову руководитель департамента Агентства по государственной службе по Акмолинской области Берген Беспалинов.
Прения разгорелись нешуточные. По его итогам было принято протокольное решение — рекомендовать департаменту агентства по делам государственной службы по Акмолинской области провести соответствующую проверку для дачи оценки действий/бездействий должностных лиц отдела архитектуры и градостроительства города Кокшетау.
Кроме того, планируется, во исполнение дорожной карты по реализации соглашения о сотрудничестве между Агентством РК по противодействию коррупции и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», подписать соответствующий документ об антикоррупционном сопровождении инвестиционного проекта ТОО «Кокшетауская топливная база» в рамках проекта «Protecting business and investments» (РВI).
Также отделу строительства города было рекомендовано рассмотреть вопрос включения проекта строительства 2-ой очереди многоквартирного жилого комплекса «Жансая» по программе «Нұрлы жер». А горотделу земельных отношений — вопрос выдачи дополнительного земельного участка для установки парковочных мест.