Ровно год назад, 13 марта, в Казахстане официально зарегистрировали первые случаи коронавирусной инфекции. Каким он запомнился корреспонденту ИА «Aqmola News», в материале ниже.
Рамиль ДУСУМОВ
Отрицание, принятие, страх…
Помню, сам не верил. Строили теории заговора, глумились над всеобщей паникой, сравнивали КВИ с гриппом, который вот-вот пройдет. Не до смеха стало, когда и в Казахстане зарегистрировали первый случай заражения. Ровно год назад, 13 марта. Режим ЧП, а потом первая смерть. Здесь – в Акмолинской области, в Косшы. Женщине было 64 года. С того момента на болеющих коронавирусом стали смотреть как на прокаженных. А Целиноградский район стал очагом распространения вируса в регионе. Ситуация обострилась, когда вокруг городов начали «вырастать» блокпосты.
Тогда в лексикон акмолинцев вошло новое слово – локдаун.
Из каждого «чайника» призывали носить маски, обрабатывать руки, не собираться толпами. Полицейские штрафовали несоблюдающих режим ЧП, санслужба и облздрав каждый день публиковали новые «страшные» цифры, началась паника. По вечерам ездили полицейские машины с громкоговорителями, и люди разбегались в разные стороны.
Больше всего боялись за детей и стариков. Всех, кого можно было, отправили на «дистанционку», которая первое время «трещала по швам». Интернет зависал, а «зум» то и дело показывал не предназначенные для детей видео.
Больницы были переполнены. Кто-то получал лечение в коридорах. Как позже сообщил облздрав, во время первой волны количество занятых инфекционных коек составило более тысячи.
В мае вроде всё успокоилось. Но, как оказалось, это затишье перед бурей.
«Черный июль»
Лето выдалась по-настоящему «жарким». Заболеваемость выросла в десятки раз. Казахстанский комитет по статистике опубликовал шокирующие цифры: с мая по июль в стране умерли 57 тысяч человек, из которых более 28 тысяч скончались в июле. Это в два и в 2,5 раза больше «обычной»смертности за такой же период. До «скорой» не дозвониться. Всё больше медиков заболевали сами. Потрясла новость о столичном хирурге: он приехал к родителям в Кокшетау, заразил коронавирусом — пожилые люди скончались. А вскоре — в инфекционном стационаре при тубдиспансере — и он сам. Вскоре таких историй станет куда больше… Настолько, что они будут казаться, как ни дико это звучит, чем-то обыденным…
Люди массово штурмовали аптеки, лекарств не хватало, ртутные термометры привозили из-за границы. Конечно, нашлись «предприимчивые» люди, которые обогатились на этом – продавали на дому парацетамол (!) в 20, а то и 30 раз дороже себестоимости. Маски, которые изначально стоили 30-50 тенге, подскочили до тысячи.
Бизнес оказался в катастрофическом положении: производство дышало на ладан, закрывались магазины, салоны красоты, объекты развлечений и общепита. «Тойский» бизнес в Акмолинской области так и не смог перестроиться. Как, к примеру, на юге страны, где рестораторы оперативно переориентировались под швейные цеха и магазины.
Адаптироваться, чтобы выжить
Всё же адаптироваться к новым реалиям пришлось. Школы стали закупать оборудование, налаживать интернет, ребятишкам из социально-уязвимых групп для учебы раздали ноутбуки и планшеты. Больницы запасались лекарствами, проводили кислородные станции. Власти стабилизировали цены на социально значимые продукты. Поддерживали бизнес – давали отсрочки по кредитам, проводили субсидирование. Сформировались мониторинговые группы. Маска стала атрибутом повседневной жизни человека. Теперь с коронавирусом боролись все.
Регион постарался учесть все недочеты первой волны. Так, в Кокшетау за два месяца построили модульную больницу — исключительно для коронавирусных больных.Новая «инфекционка» учла все особенности смертельно-опасного вируса. По информации облздрава, во время второй волны максимальное количество занятых коек составило 715.
Осень — относительное затишье. Каждая сфера жизнедеятельности города старалась «прийти в себя». В октябре объявили, что семьи всех на тот момент погибших медиков получили выплаты в 15 миллионов тенге.
Новый год — без корпоративов и праздничного салюта.
А в феврале по всей стране, и у нас в частности, началась вакцинация. Борьба с коронавирусом еще не окончена…
Уроки пандемии
Пандемия указала на проблемы, которые раньше игнорировали, поставила диагноз системе здравоохранения. Обесценила материальные ценности и сделала акцент на духовных.
Я верю, что из всего этого испытания каждый для себя вынесет урок. Посмотрит на жизнь по-другому, сделает свои выводы. Я же рад чувствовать вкус этой жизни и дышать свободно, пусть пока через маску.