Вернувшаяся на родину благодаря спецоперации «Жусан» казахстанка рассказала о семи годах, проведенных в Сирии и пережитом ужасе, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Динара (имя женщины изменено) вернулась домой в феврале этого года. Вместе с ней на родину прилетели пятеро детей, трое из которых родились на чужбине. Сейчас женщина с детьми находится в кризисном центре, с ними работают психологи.
«После окончания школы в пригороде Шымкента я стала работать на рынке. Там познакомилась с женщиной, которая читала намаз. Мы с ней сблизились, она стала учить меня читать намаз, потом я надела хиджаб, а спустя месяц она познакомила меня с моим мужем. Он тоже был верующим, и после знакомства мы почти сразу же провели обряд никях. На тот момент я не думала, что делаю что-то неправильно, я росла без отца, и у меня была потребность в вере. Мне казалось, что я ее обрела. Мама, конечно же, была против. Но я ее не послушала», — рассказала Динара.
Первые три года Динара с мужем жила в Казахстане. Затем муж оставил ее у матери и уехал. Какое-то время от него не было вестей. Однажды он позвонил и сообщил, что находится в Египте и хочет остаться там учиться.
«Муж занимался коммерцией и часто уезжал. Я сидела дома, на тот момент у нас уже было двое детей. Его частые поездки не удивляли меня. Но когда я узнала, что он пересек границу, была шокирована. Раньше он ничего не говорил о Египте или Сирии. По телефону он позвал нас к себе. Сказал, что мы будем жить в Турции, пока он будет учиться. Я поверила ему. Его «братья» помогли нам улететь в Турцию. Только там я заподозрила неладное», — делится Динара.
Гостиница, в которой жили Динара и ее муж, была полна народа. Люди партиями выезжали оттуда в Сирию. Среди них были и казахстанцы, вспоминает женщина.
«Однажды муж тоже уехал. Потом мне сообщили, что он отправился в Сирию. Затем в путь велели готовиться нам. У меня тогда уже не было выбора. Помню, что с нами переходила границу семейная пара. Женщина была беременна. В какой-то момент стали стрелять, и она еле увернулась от пуль. Мне было очень страшно за себя и детей. В тот момент я поняла, что вернуться назад будет очень сложно», — говорит казахстанка.
Вскоре это осознание пришло и к мужу Динары. Однако в открытую заявить об этом он не мог. Такое там не прощали. Мужчин сразу же сажали в тюрьму или расстреливали при малейших попытках вернуться на родину. Также поступали с женщинами. Поэтому Динара и ее муж стали разрабатывать план, чтобы вернуться сначала в Турцию. Оттуда было легче попасть в Казахстан.
«Мы никому не говорили об этом, боялись. На тот момент я уже была беременна третьим ребенком. Однажды местность, где мы жили, окружили. Всех женщин и детей собрали в одном доме, мужчины должны были воевать. Были слышны взрывы, грохот. Потом все стихло. А спустя несколько дней мне сообщили, что муж погиб. Мне показали его фотографию. Я была раздавлена этой новостью и не знала, что делать. Потом родила. После родов пришлось собраться, ради детей. Я снова стала искать пути перехода границы», — говорит Динара.
Кадр из видео
Несколько раз женщина с детьми добегала до границы. Но ее возвращали назад в общежитие для вдов и наказывали, запрещая выходить на улицу. Она всеми правдами и неправдами пыталась попасть в Турцию, но ее попытки так и не увенчались успехом. Спустя семь месяцев после гибели мужа ей пришлось вновь выйти замуж.
«Траур там длится четыре месяца и десять дней. После этого, если женщина не выйдет замуж, ей приходится жить в общежитии, где много женщин и детей. Часто между ними происходят конфликты, там нет никаких условий, не хватает продуктов, одежды. Им запрещается выходить на улицу, показываться на глаза мужчинам. Чтобы создать хоть какие-то условия для детей, многие женщины выходят замуж по нескольку раз. Потому что мужья погибают…» — делится женщина.
Второй муж Динары умер после четырех месяцев совместной жизни. Он ушел воевать и не вернулся. После этого она выходила замуж еще три раза. Все это время ее не покидала мысль о возвращении на родину.
«Многие могут подумать, что мы там вели распутный образ жизни. Но те, кто там не был, не поймут. У нас не было другого выбора. Когда ты видишь, что дети голодают и болеют, ты готова на все. Однажды во время бомбардировок осколком был ранен мой старший сын. У него до сих пор проблемы со здоровьем. Мой пятый муж хотел помочь мне добраться до Турции, но не успел. После его гибели мне удалось добраться в лагерь к курдам. Оттуда я позвонила родным в Казахстан и попросила их о помощи. Именно они спасли меня, сообщив мои данные в КНБ», — отметила Динара.
Динара с детьми должна была вернуться в Казахстан еще в 2019 году. Однако когда за ними прилетел спецборт, она находилась в госпитале и не смогла улететь. Поэтому ей пришлось целый год с детьми жить в палаточном лагере, стирать и убирать за деньги, чтобы заработать хоть что-то на продукты для детей.
«Живя в лагере, я слышала, что детей воруют и насилуют. И мальчиков, и девочек. Мальчишек постарше могли забрать на войну. Поэтому, уходя работать, я строго-настрого запрещала детям выходить из палатки. Несмотря на свой возраст, они знали, где находятся и как там опасно, поэтому сидели в палатке. Иногда я оставляла их подругам. В лагере женщины старались помогать друг другу, так как их объединяла общая цель. Все хотели вернуться домой. Еще я видела, что на рынке торгуют женщинами. Их продавали как товар. Все это навсегда останется в моей памяти как страшный сон, который наконец-то закончился. Я очень благодарна нашему правительству, что нам дали второй шанс жить под мирным небом», — подытожила Динара.
Напомним, 4 февраля в Казахстан из Сирии вернулись 12 человек: четверо мужчин, одна женщина и семеро детей, включая двух сирот. Вернуться домой им помогли КНБ и МИД при поддержке США и других международных партнеров.