Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова отчитали на заседании Мажилиса из-за незаконного оборота драгоценных металлов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В Мажилисе в ходе обсуждения проекта закона «О ратификации Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза» депутат Альберт Рау спросил министра об ответственности за незаконный оборот драгметаллов.
«Государства-члены будут принимать меры по гармонизации административной и иной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них в рамках ЕАЭС. (…) В какую сторону будем гармонизировать — в сторону усиления ответственности или в сторону ослабления?» — спросил Рау.
«Действительно, этот вопрос у нас на повестке дня уже порядка шести лет. С 2016 года министерство на постоянной основе инициирует вопрос вообще усиления уголовной ответственности, усиления ответственности за оборот драгоценных металлов, за незаконный вывоз, переработку. Мы инициировали несколько раз, но тем не менее Генеральная прокуратура в рамках гуманизации Уголовного кодекса нас не поддержала. В 2018 году, когда были в Акмолинской области на предприятиях хищения благородных металлов и концентратов, мы опять же инициировали этот вопрос. В Административный кодекс в 2019 году был внесен штраф, это проникновение на строго охраняемые объекты.
Но у нас, у членов ЕАЭС, действительно разные подходы к вопросам наказания за эти нарушения. Мы сегодня делаем анализ, статистику собираем для того, чтобы инициировать усиление наказания, внесение изменений в Уголовный кодекс для того, чтобы именно за эти нарушения были наказаны. Гармонизация сейчас идет, потому что у всех членов очень разный подход. В некоторых государствах это на уровне уголовного наказания, в некоторых — административные штрафы», — ответил Атамкулов.
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин акцентировал внимание, что в Казахстане статьи за незаконный оборот драгметаллов декриминализованы, в то время как, к примеру, в России и Беларуси за подобные правонарушения предусматривается уголовная ответственность.
«В нашей стране предусмотрена только административная ответственность. И это при том, что количество хищений драгоценных металлов и, как следствие, их незаконный оборот не снижаются, а растут из года в год«, — сказал председатель Мажилиса.
По его словам, только на «Казахалтыне» с 2015 по 2020 годы было задержано более 32 тысяч нелегальных старателей. С февраля 2019 года по сентябрь 2020 года там же задержали и передали в полицию 5 722 нелегальных старателя, из них 80 процентов совершили преступление повторно.
При этом Нурлан Нигматулин отметил, что преступников не останавливают ни административный арест, ни штрафы.
«Незаконных старателей, как показывает практика, штрафами не запугать. По оценке экспертов, на каждые три тонны легально добытого у нас золота приходится одна тонна добытого нелегально. Акционеры, инвесторы принимают разные меры, МВД активно борется, но ситуация не улучшается. Я сейчас услышал ваш ответ, Бейбут Бакирович, действительно, декриминализация произошла в те годы, но ни министерство, ни правительство не вносило ни одного раза предложения по ужесточению наказания. Ни МВД, ни Генеральная прокуратура не возражают по усилению ответственности.
Вопрос в другом — на чьей стороне министерство. Вы с кем — с акционерами отечественных предприятий или с этими незаконными старателями?» — добавил Нигматулин.
Выслушав ответ министра о необходимости усиления наказания за эти правонарушения, спикер Мажилиса поднял вопрос, почему министерство не внесло такие предложения.
«Так чего же вы тогда ждете? Почему спите?Министерство индустрии и инфраструктурного развития должно быть в первую очередь заинтересовано в ужесточении наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. И вам надо не просто говорить об этой проблеме, вам нужно внести. Мы вас поддержим до точки с запятой. И я думаю, правоохранительные органы вас поддержат», — подчеркнул спикер Мажилиса.