Сегодня договор страхования можно заключить онлайн как по обязательным видам страховок, так и по некоторым добровольным. Это очень удобно: достаточно выбрать понравившуюся услугу и на сайте организации заключить договор. Как это сделать, расскажет Fingramota.kz.
Преимуществ заключения договора страхования в режиме онлайн много. Начиная с банальной экономии времени и сил и заканчивая возможностью выбирать из множества страховых компаний, предлагающих свои услуги. На сегодняшний день страховой сектор Казахстана представлен 28 страховыми организациями, из которых 9 – по страхованию жизни.
Лицензию на осуществление деятельности на страховом рынке выдает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. На сайте финрегулятора можно ознакомиться со всеми страховыми (перестраховочными) организациями, посетить их вебсайты, ознакомиться с предоставляемыми услугами и выбрать наиболее оптимальный для себя страховой продукт. Многие из них проводят различные акции, начисляют бонусы и кешбэк в зависимости от срока договора и суммы страхования. Таким образом для потребителя созданы все условия для неспешного выбора своей страховой компании.
Еще один плюс – теперь все виды страховок хранятся в единой базе Государственного кредитного бюро (ГКБ). К примеру, это удобно для автовладельцев – отпала необходимость в бумажном полисе, соответственно, не надо бояться забыть страховку дома, так как факт заключения договора страхования будет в Единой страховой базе данных (ЕСБД). Кроме этого, страховые фирмы вовремя извещают об окончании срока действия договора посредством SMS, что может быть очень полезным для многих клиентов, которые попросту могут забыть продлить полис.
Три шага: как подать заявку на заключение договора страхования онлайн
Шаг первый: подать заявку (заявление) на заключение договора страхования на интернет-сайте любой страховой компании. Упрощенная форма страхования начала действовать с января 2019 года по всем видам обязательного страхования. Оплатить можно с любой карты любого банка.
Перечень вебсайтов страховых организаций, используемых для заключения договоров страхования в электронной форме, размещается на интернет-ресурсе организации по формированию и ведению базы данных – ГКБ https://mkb.kz/.
Шаг второй: после подачи заявки (заявления) и оплаты вам придет SMS или уведомление на электронный адрес с уникальным номером страхового полиса, который автоматически попадает в Единую базу данных по страхованию Республики Казахстан. При необходимости на сайте страховой компании можно прикрепить к заявлению документы, подтверждающие сведения, предоставляемые клиентом для заключения договора страхования. Важно помнить, что с введением онлайн-страхования исключено обращение бумажных полисов по договорам обязательного страхования.
Шаг третий: создайте на сайте страховой компании личный кабинет, это даст возможность круглосуточного доступа к заключенному договору страхования.
Проверить информацию о наличии заключенного договора страхования можно и вне личного кабинета, пройдя по ссылке: https://id.mkb.kz/. Для этого потребуется выбрать класс обязательного страхования. Например, «ГПО владельцев транспортных средств», ввести уникальный номер полиса либо ИИН или БИН клиента и государственный регистрационный номерной знак. Для истории страхования клиент может письменно обратиться в ГКБ либо зайти на сайт https://id.mkb.kz/ с использованием ЭЦП. Информация из базы данных формируется и выдается в виде страхового отчета.
Что нужно знать перед подписанием договора страхования
Перед заключением договора страхования следует детально изучить его условия на соответствие интересам страхователя, а также в случае необходимости попросить представителя страховщика разъяснить условия договора, которые вызывают сомнения, чтобы быть уверенными в защищенности от неблагоприятных событий.
Как показывает анализ обращений потребителей финансовых услуг, которые поступают в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, граждане до заключения договора страхования не всегда внимательно читают его условия.
На какие условия договора страхования следует особо обратить внимание?
- Перечень страховых случаев, то есть случаев, при наступлении которых выплачивается страховая выплата. Страховщик оплатит возмещение только по тем рискам и страховым случаям, которые прописаны в договоре/полисе и произошли только при указанных обстоятельствах.
- Перечень исключений из страховых случаев. К исключениям из страховых случаев относятся те события, при наступлении которых страховщик оставляет за собой право не выплачивать страховую выплату.
- Наличие и размер франшизы, то есть невозмещаемого при определенных условиях размера ущерба. Франшиза устанавливается либо в процентах к страховой сумме, либо в абсолютном размере.
- Порядок действий страхователя при наступлении страхового случая. Особенно важны сроки и порядок уведомления страховщика о наступлении страхового случая. Если срок или порядок уведомления будет нарушен, то это может быть основанием для отказа в осуществлении страховой выплаты, за исключением случаев неуведомления по уважительным и объективным причинам.
- Перечень документов, необходимых для осуществления страховой выплаты. Как правило, это документы, подтверждающие обстоятельства и причины наступления страхового случая.
Внимательно читайте условия любого договора, его условия и не подписывайте, пока не изучите полностью.
Знайте, что за нарушение страховыми организациями требований законодательства применяются соответствующие меры, в том числе в виде взыскания штрафа по основаниям, установленным Кодексом РК об административных правонарушениях.
В этой связи, если, по вашему мнению, договор страхования/страховой полис не соответствует требованиям законодательства или вам требуется консультация по вопросам оказания страховых услуг, вы можете обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Получить консультацию также можно через мобильное приложение «Fingramota Online», которое можно скачать по ссылкам: в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211 и в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals. Также доступна веб-версия мобильного приложения «Fingramota Online».