О новшестве в Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей» на брифинге в РСК рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Акмолинской области Ерлан Аубакиров, сообщает ИА «AqmolaNews» со ссылкой на sinegor.kz.
По словам руководителя ведомства, с каждым годом количество обращений потребителей растет. Если в 2020 году в департамент поступило всего 54 обращения, то в текущем – 660.
Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в отраслях розничной торговли – 41%, бытовых услуг – 10%, электронной торговли – 21%.
Однако, можно сказать, что данные факты не отражают реальной картины. Так как не все потребители обращаются в государственные органы и общественные организации потребителей для защиты нарушенных прав.
Следует отметить, что повышение эффективности защиты прав потребителей зависит не только от деятельности госорганов, но и неправительственных институтов. Именно они – главные защитники от некачественных импортных товаров на отечественном рынке в условиях действующего моратория.
“По результатам совместной работы исследовано четыре вида импортной продукции – сыр, сосиски, молоко, окорочка. Выявлены нарушения по маркировке. Без активного участия неправительственных организаций мы бы не смогли добиться эффективной защиты прав наших граждан”, – отметил Ерлан Аубакиров.
Кроме этого, Департамент с начала года наложил административные штрафы в размере двух млн. тенге на недобросовестные субъекты бизнеса. В пользу потребителей взыскано более 52 млн. тенге.
Поправки, предлагаемые законопроектом, направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.
“В настоящее время в Республике Казахстан действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей. Нормы Закона «О защите прав потребителей» на первом этапе предусматривают право потребителя обратиться напрямую к предпринимателю с претензией. В случае, если претензия рассмотрена предпринимателем не в пользу потребителя, второй этап – это обращение к медиатору, либо арбитру. В случае неурегулирования в досудебном порядке, третьим этапом идет обращение непосредственно в госорган, то есть в Департамент. И лишь на четвертом этапе потребитель может обратиться в суд. В суде иск потребителя не рассмотрят, если не пройдены все три этапа”, – дополнил спикер.
В новом законопроекте потребителям предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. Первый этап – обратиться с претензией напрямую к продавцу, а дальше по усмотрению потребителя: в суд, к медиатору или в госорган.
Основные изменения – реформирование четырехступенчатого алгоритма. также введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.
Законопроект предусматривает введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе.
Кроме этого, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг. Цель – защита прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека.
Будет усилена межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей. Штрафовать предлагают предпринимателей, если права потребителей были нарушены и ситуацию не удалось решить в досудебном порядке. Размер штрафа – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Причем чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа.
Сегодня обеспечение продовольственной безопасности на внутреннем рынке – главная задача. Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан предлагает запустить публичный концепт «Сапалы өнім».
“Законопроект предусматривает повышение роли общественных институтов, в том числе путем введения омбудсмена в этой сфере. Также общественные объединения потребителей будут наделены правом отбора образцов товаров и закупа услуг в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. Будет введена возможность подачи исков общественными институтами в защиту неопределенного круга лиц”, – сказал руководитель ведомства.