Швейцарский фотокорреспондент из Германии Марио Хеллер проделал трехнедельный путь по казахстанской железной дороге. Он рассказал о впечатлениях и поделился фото. Репортаж опубликован в издании The Guardian, передает sputnik.kz.
«Монотонный грохот поезда сопровождает нас по степям Средней Азии. В воздухе пахнет приготовленной едой. Из разных углов вагона доносятся звуки: резкий храп, детские крики, народная музыка и голос радио. (…) Я нахожусь в состоянии между неглубоким сном и нервными взглядами на мобильный телефон – по-прежнему нет связи. Так началось мое трехнедельное путешествие по бескрайним просторам Казахстана», — так начал свой репортаж журналист.
Он сел на поезд в ночное время в Алматы. С собой швейцарец взял переводчика – 26-летнего Даулета, который работает в Географическом обществе страны. Они познакомились в Facebook.
«Его флегматичный характер успокаивает меня. Даулет отвечает на всевозможные предложения: «Да, а почему бы и нет? Вот как мы это делаем». Теперь он лежит в синем комбинезоне на койке напротив моей и храпит», — говорит Хеллер.
За несколько недель до этого он смотрел на карту Казахстана и думал, как передвигаться по этой огромной стране. Он также узнал, что государственная железнодорожная компания является крупнейшим работодателем в стране — здесь работают 146 тысяч человек.
«Тем не менее, длина железнодорожной сети составляет всего 16 тысяч километров — намного меньше, чем у Германии, хотя Казахстан размером такой же, как и Центральная Европа. Большая часть страны состоит из обширных равнин, иногда переходящих в холмы, и почти половина покрыта песчаными или гравийными пустынями», — делится впечатлениями иностранец.
В каждом вагоне есть три туалета и кухня, в том числе микроволновая печь. В коридоре стоит огромный бойлер, в котором можно круглосуточно заваривать чай и корейские супы с лапшой, которые очень популярны среди пассажиров. За каждым вагоном следит как минимум один проводник, добавил Марио Хеллер.
Не обошел вниманием он и Аральское море, одно из 48 тысяч озер страны. По словам Хеллера, это одна из величайших экологических катастроф последних десятилетий, вызванная масштабным выращиванием хлопка.
По мнению Марио Хеллера, большинство городов не особенно привлекательны, за исключением Алматы, которая необычайно зеленая и окружена «потрясающе красивыми горными пейзажами».
«В столице Казахстана футуристические здания чередуются с полуразрушенными сборными домами. Очарование страны заключается в множестве живописных достопримечательностей, которые, к сожалению, мы видим только за окном», — сказал он.
Разговоры с людьми
В разных купе он встречал казахстанцев, едущих по работе, на свадьбы и похороны. Хеллер записал разговоры с попутчиками.
«Иностранцы в казахстанских поездах — большая редкость. В моем 7500-километровом путешествии я встретил только трех западных путешественников. Здесь практически никто не говорит по-английски; в этом далеком уголке мира русский язык по-прежнему остается основным», — пишет Марио Хеллер.
В последнем вагоне он встретил 52-летнюю женщину Майру, которая «с заразительным смехом» пригласила его и Даулета в свое купе.
«В поездке на поезде ваши мысли полностью свободны», — говорит Майра, откинувшись на спинку кресла. Она предложила нам вареное мясо из полиэтиленового пакета, от которого я с благодарностью отказываюсь. «Вегетарианец, наверное, как и все европейцы!» — говорит она одновременно возмущенно и весело. «Вы даже не можете защитить себя, если не едите мясо. Казахи рождены быть воинами; вот почему они едят много мяса!» — говорит она и сразу же вызывает меня на поединок по армрестлингу, который я принимаю, но быстро признаю поражение», — описывает впечатления журналист.
Он отметил, что в Казахстане еда играет важную социальную роль. В купе поезда ее постоянно делят между собой пассажиры, что считается знаком уважения и гостеприимства.
Проводник поезда Марат рассказал Марио, что его работа выходит далеко за рамки билетного контроля. Иногда проводник чувствует себя психологом. На протяжении многих лет он наблюдал за самыми разными людьми.
«Бабушка работала проводницей поезда, я с увлечением наблюдал за ее работой. На протяжении 30 лет поезда были моим вторым домом. Доброжелательный характер — необходимое условие для этой работы», — цитирует фотокорреспондент проводника поезда.
Марио Хеллер также обратил внимание на пожилого мужчину с длинной белой бородой, серым пальто и черной меховой шапкой на вокзале в Аральске. Он путешествовал один с огромным чемоданом, который с трудом тащил за собой.
Не обошел вниманием швейцарец и вагоны-рестораны.
«Раскаты смеха и запах супа наполняют вагон… Трое крепких мужчин приглашают нас к своему столу. Перед каждым тостом кто-то должен вслух загадывать желание», — вспоминает Хеллер.
Он выпил несколько стаканов водки с попутчиками и к шестому начал кричать, что все должны жить счастливо и здорово во веки веков.
Также в одном из поездов Марио Хеллер встретил двух женщин Раиму и Набию – этнических казашек из Афганистана, которые вернулись на историческую родину 11 лет назад. В Афганистане они выросли в Баглане, недалеко от таджикской границы. Казахская община в Афганистане сегодня все еще насчитывает несколько тысяч человек.
«Здесь, в Казахстане, царит мир, и это все, что вам нужно в этом возрасте. А путешествие по рельсам — самое захватывающее приключение. Можно целый день пить чай, знакомиться с новыми людьми и наблюдать за степью из окна поезда. Это греет душу», — рассказала Раима швейцарцу.
В Алматы Марио и Даулет вернулись спустя две недели. Всего в поездах они провели 225 часов.