Об основных аспектах коррупционных рисков, которая сформирована с учетом особенностей региона на брифинге организованном региоанльной службой коммунакаций рассказал руководитель департамента агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области Асхат Оразхан.
По информации спикера, это перечень злободневных вопросов, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, произвола чиновников и несовершенства законодательства. На этой почве зарождаются коррупционные схемы
и возможности для незаконного решения вопросов.
- На сегодняшний день в Карту коррисков Акмолинской области вошли вопросы агропромышленного комплекса, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, социальной сферы, бизнеса, а также проблемные объекты строительства. Социальные проблемы, включенные в Карту, решаются через призму мониторингов и внешних анализов – это наши основные превентивные инструменты. А результат работает на упреждение коррупции. Всего за 9 месяцев текущего года мы провели 4 внешних анализа и 3 антикормониторинга в наиболее подверженных коррупционным рискам социально значимых сферах, — акцентировал Асхат Оразханович.
Сообщается, что по итогам анализов и мониторингов в уполномоченные органы внесли 40 рекомендаций и предложений по устранению выявленных коррупционных рисков.
При этом, наши предложения нацелены на устранение уже выявленных нарушений со стороны госорганов, исключение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и совершенствование законодательства.
-По результатам внешнего анализа коррупционных рисков в сфере субсидирования сельского хозяйства установлено несовершенство информационной системы «Gosagro.kz» способствующее необоснованным выплатам субсидий, в том числе вне очереди и сверх положенных сумм. Проблемы субсидирования рассмотрены на заседаниях межведомственной комиссии при акиме области
и Общественного совета области. По нашим рекомендациям Минсельхозом проводится работа по совершенствованию системы «Gosagro.kz». В данное время сопровождаем вопрос восстановления нарушенных прав 250 фермеров, не получивших субсидии, ввиду несвоевременного рассмотрения их заявок УСХ. В этой связи, по нашей инициативе Минсельхозом рассматривается возможность предоставления фермерам подачи повторных заявок для получении ими субсидий, — сообщили в антикоре.
Цифровой тенге
По инициативе Агентства по противодействию коррупции в Акмолинской области запущен пилот по «окрашиванию денег» через Цифровой тенге в социально-значимых сферах наиболее подверженных коррупции – вопросы приобретения сельхозтехники и оборудования, а также целевое использование средств СПК.
Первый пилот связан с окрашиванием денег, выделяемых СПК субъектам предпринимательства в рамках проекта кредитования сельского населения
«Ауыл Аманаты».
Здесь «окрашивание денег» обеспечивает реальный закуп животных на основе передачи в информационной системе индивидуальных номеров животных, исключая нецелевое использование заемных средств.
Второй проект – отслеживание средств, выделяемых
МСХ на инвестсубсидии предпринимателям.
Учитывая, что сумма кредита хранится на счетах финансовых организаций в течение 6 месяцев до поступления техники, имеется риск использования указанных средств не по назначению.
Цифровой тенге здесь обеспечивает прозрачность распределения субсидий в соответствии с действительной стоимостью предмета лизинга, исключает риски
их расходования в период нахождения на счетах финансовых организаций.
Долгострои
Как известно с прошлого года обеспечиваем сопровождение проблемных социальных объектов региона, всего определено 15 таких долгостроев.
Вопросы строительства долгостроев регулярно рассматриваем на заседаниях межведомственной комисии при акиме области и Общественного совета области.
На сегодня уже введено в эксплуатацию 5 объектов, из них 4 многоквартирных жилых дома и 1 объект благоустройства дома, на стадии ввода Нуринский водопровод и парк революционерам «Алаш Арыстары»
Бизнеске жол
Департамент в рамках проекта «Бизнеске жол» обеспечивает защиту прав предпринимателей через устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса.
В рамках проекта обращались предприниматели в связи с несвоевременной выплатой за их услуги медицинскими организациями.
В текущем году защищены права 318 предпринимателей с выплатой им задолженности на сумму свыше 330 млн тг. Наказано 8 должностных лиц
К примеру, в Департамент обратился директор ТОО с жалобой на неисполнение договорных обязательств со стороны коммунального предприятия. Оказалось, что ТОО в рамках договора о госзакупках поставило в полном объеме крепежные изделия ГКП на ПХВ «Кокшетау су арнасы». Однако заказчик более года не выплачивал свой долг, ссылаясь на отсутствие денежных средств. После совещания с участием сторон, предприятие выплатило субъекту бизнеса долг.
- В другом случае предпринимателем была осуществлена поставка спортивного инвентаря в школу Буландынского района на сумму 3,5 млн тг. Однако чиновники не торопились платить из не дофинансирования. После совещания с Управлением образования, заказчик погасил свою задолженность перед ТОО.
В целях искоренения системных нарушений выплат проведен мониторинг кредиторской задолженности медорганизаций перед поставщиками.
Первое. Мониторингом установлено, что финансирование субъектов здравоохранения осуществляется Фондом социального медицинского страхования на основании договоров закупа услуг.
При этом, сроки проведения оплаты медорганизациям Правилами не урегулированы.
В результате несвоевременной оплаты ФСМС медорганизациям, у последних образуется задолженность перед поставщиками.
Кроме этого, мониторинг финансирования медучреждений области Фондом социального медицинского страхования, показал, что проверка качества и объема оказанных медуслуг Фондом проводится в одностороннем порядке, процедура выставления штрафных санкций медорганизациям является непрозрачной.
Соответствующие предложения по установлению сроков оплаты и прозрачности мониторинга медуслуг направлены в Министерство здравоохранения.
ВАКР в образовании
Как известно, в прошлом году Агентством проведен комплексный внешний анализ коррупционных рисков в сфере образования.
В целях исключения причин и условий совершения хищений в сфере образования, на центральном уровне утверждена Дорожная карта. Так, 10 из 14 мероприятий Дорожной карты, наряду с центральными госорганами исполняют местные исполнительные органы.
Департамент обеспечивает мониторинг ее исполнения.
Из них, на данном этапе исполнено 3 рекомендации:
К примеру,
— приказом областного Управления образования утвержден порядок предоставления бюджетных заявок
и регламентация пошагового порядка предоставления бюджетных заявок организациями образования от сельской школы до администратора программ (Приказ №401 от 20.10.2023 г.);
— с января текущего года установлено 100% увеличение должностного оклада работникам финансовых служб организаций образования (Протокол №11 от 17.01.2024 г.);
— также Приказом Управления образования закреплена ответственность первых руководителей организаций образования области за обеспечение проверки сертификатов на их подлинность при трудоустройстве и прохождении аттестации (Приказ №338 от 31.08.2023 г.).
3 пункта Дорожной карты (пункты ДК 4, 11, 12) учтены
в технической спецификации, их исполнение будет обеспечено внедрением информсистемы бухучета (после завершения конкурса закупок)
В сентябре т.г. областным акиматом приобретена информационная система «Е-Акимат».
В соответствии с пунктом 1 Дорожной карты
в настоящее время в программе «Планирование бюджета» информсистемы «Е-Акимат» в электронном формате собирают бюджетные заявки 17 районных и 3 городских отделов образования и 708 подведомственных организаций образования.
20 сентября т.г. областным акиматом подана заявка
по Смарт бридж (единая платформа, направленная на упрощение процессов интеграции) в Министерство цифровизации для интеграции
с базой НОБД (национальная образовательная база данных).
В соответствии с пунктом 6 Дорожной карты областное Управление образования обеспечивает заполнение базы НОБД по мере обеспечения уполномоченными министерствами ее интеграции с другими информсистемами.
На данный момент в 91 школе области внедрена система «Алақан», которая обеспечивает автоматизированный контроль посещаемости учреждений образования работниками и учащимися через сканирование ладони (пункт 14 ДК).
Реализация Дорожной карты рассчитана до конца 2025 г., Департаментом будет обеспечен мониторинг
ее исполнения местными исполнительными органами.
Тем временем, до перехода на эффективную информационную систему по рекомендации Агентства Комитетом внутреннего госаудита с августа т.г. ведется онлайн-мониторинг всех платежей из фонда оплаты труда
на предмет излишнего перечисления заработной платы через программу «Система управления рисками».
Наряду с этим, Департаментом совместно с Управлением образования ежемесячно проводятся сверки отчетов казначейства с системами бухучета с выездами в районы.
Каждая подозрительная операция проверяется Управлением образования и повторно нами.
Так, установлено 25 рисковых операций на общую сумму 6,8 млн тенге. Из них, 17 фактов – ошибочных перечислений и 8 фактов завышения авансовых выплат.
Мы изучили каждый факт, 6,8 млн тенге возвращены
в полном объеме, ответственные лица привлечены
к дисциплинарной ответственности.
К примеру, в Астраханском районе школьному учителю необоснованно перечислено 2,3 млн тенге. Согласно предоставленному объяснению данная операция проведена ошибочно. Денежные средства с картсчета не снимались
и возвращены в бюджет в течение 9 дней.
Касательно авансовых выплат.
К примеру, установлен неоднозначный факт выплаты аванса в размере 1 млн тенге директору одной из средних школ г.Степногорск. В последующем указанная сумма удерживалась из заработной платы в течение года.
При этом, Правила ведения бухучета в госучреждениях позволяют выдавать только 50% от заработной платы
в качестве аванса.
Единое окно закупок
В целях исключения нецелевого использования бюджетных средств Департамент на постоянной основе проводит мониторинг госзакупок на предмет завышения цен.
При установлении таких случаев направляются рекомендации госорганам, которые, в свою очередь, пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их.
К примеру, Отдел ЖКХ и жилищной инспекции Бурабайского района запланировал приобрести насос для воды за 7,2 млн тенге, в то время как среднерыночная стоимость одного насоса с аналогичными характеристиками составляет 1 млн тенге. После нашего вмешательства организация отказалась от закупки.
Всего по рекомендациям Департамента, направленным на снижение цен закупаемых товаров, с начала года сэкономлено порядка 1,1 млрд тенге на стадии планирования госзакупок
Антикоркультура
Наряду с этим, Департаментом проводится активная работа по формированию нетерпимости коррупции в обществе и вовлечению граждан в противодействие коррупции.
Волонтерами региона оказана юридическая помощь 373 гражданам, совместно с волонтерами сэкономлено 619 млн тг. при проведении госзакупок.
Впервые в стране провели первую республиканскую антикоррупционную квест-игру «ANTIPARACRAFT — 2024».
Также проведена «Летняя антикоррупционная школа» для лидеров молодежных организаций страны в с.Зеренда.
В рамках мобильной антикоррупционной группы осуществлено 5 выездов в райцентры с охватом около 100 граждан. Выезды продолжаются.
Пользуясь сегодняшней площадкой, хочу сообщить,
что мы проводим внешний анализ коррупционных рисков
в сфере жилищно-коммунального хозяйства области.
Если вы владеете информацией о коррупционных рисках или имеются предложения по совершенствованию сферы ЖКХ и инфраструктуры региона просим направлять их в Департамент.