В Республике Казахстан имеются специализированные суды по делам несовершеннолетних. В таких судах имеется штатный специалист — психолог, рассматривающий специфические вопросы, затрагивающие интересы несовершеннолетних, имеющего соответствующие профессиональные знания в области психологии и педагогики, социальных наук, что предполагает существенное преимущество при установлении контакта с ребенком. Так как, ребенок, попадающий в атмосферу судебного разбирательства, требует к себе особого внимания. В силу своей незрелости несовершеннолетний нуждается во внешней помощи и поддержке. У психолога есть необходимые знания в области возрастной, семейной психологии, психологии девиантного поведения, сформированы представление о нормах и патологии психической деятельности, которые он использует в своей работе. Также для того чтобы поддержка несовершеннолетнего была эффективной психолог опирается на общие профессионально — этические нормы. Это свод принципов и правил поведения, который должен выполняться неукоснительно. Этика психолога требует безоценочности, толерантности и конфиденциальности в отношениях с клиентом. Клиентом является семья несовершеннолетнего и он сам. Специалист психолог должен всегда исходить из интересов несовершеннолетнего.
Наибольшее число определений из специализированного суда по ДН поступает по вопросам расторжения брака и определения места жительства детей, после развода родителей, по вопросам определения порядка общения детей с их биологическими родителями и лишение родительских прав в отношении одного из родителей, или же обоих сразу.
Для проведения социально-психологического исследования сначала приглашается истец, затем ответчик, затем дети данной семьи. При работе по уголовным делам, связанными с несовершеннолетними, исследование можно проводить как с обвиняемыми, так и с потерпевшими для возможного примирения в дальнейшем, используя медиацию.
После проведения социально – психологического исследования психолог предоставляет суду и сторонам заключение. Согласно запросу суда (личностные характеристики истца и ответчика, анализ внутрисемейных отношений и особенностей воспитания, отношение ребенка к действительности и сторонам, уровень развития ребенка) в заключении проводится анализ полученных данных и написание рекомендаций с учетом прав и интересов ребенка.
С января 2024 года заключений было проведено в количестве 839 дел, из которых психологом суда была оказана помощь в разъяснениях внутрисемейных взаимоотношениях, после чего сторонами 211 исков были возвращены в связи с примирением сторон, это 40,8% исков которые были заключены медиативным соглашением, продолжая жить счастливой совместной семьей, не подвергая своих несовершеннолетних детей психоэмоциональному состоянию.
Часто проведение психологического исследования приводит истца и ответчика к обоюдному согласию (мировое соглашение, медиация). Потому что из социально – психологического заключения родители узнают позицию ребенка и отношение ребенка к сложившейся ситуации.
Бывают случаи, когда психологическое исследование не приводит родителей к мирному решению вопроса. При этом родители не заботятся о психологическом состоянии ребенка, считая ребенка настроенным другой стороной, часто не слышат мнение своего ребенка и отстаивают только свои интересы. Такое поведение родителей отрицательно сказывается на психике ребенка. Когда один из родителей настроен негативно и агрессивно в сторону другого родителя, ребенок является средством манипулирования. Когда несовершеннолетний оказывается в такой ситуации, он начинает лгать одному из родителей. Например: сын встречается с отцом, но тщательно скрывает это от матери, так как мать ненавидит отца и не желает, чтобы сын виделся и общался с отцом. Если ребенок маленький, он начинает манипулировать родителями, заставляя их покупать дорогие игрушки, одежду и т.д., грозясь тем, что уйдут жить к другому родителю, если его желания не удовлетворят. Самым худшим исходом негативных отношений между родителями является болезнь ребенка (заикание, энурез, невротические расстройства, ребенок развивается не по возрасту и т.д.), замыкание в себе, конфликтные отношения с людьми, понижение успеваемости в школе, ребенок не умеет налаживать контакт, с другими детьми и т.д.
Именно поэтому хотелось бы обратиться ко всем родителям: «Дорогие родители любите и цените своих детей, уважайте их мнение. Что вы вкладываете в своего ребенка, то и взрастет в ребенке. Если ребенок растет и воспитывается в семье, где царит атмосфера тепла, добра и уважения, то ребенок вырастет здоровой, целеустремленной и положительной личностью.
Инспектор — психолог специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области Негметова Когаршин Мендекеевна