Основные жалобы потребителей — отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие предлагаемого товара описанию, отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств, а также касательно участившихся фактов мошенничества. Подробнее в материале корреспондента ИА «Aqmola News» Махаббат Большиной.
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он пройдет под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Всемирная организация потребителей (Consumers International) в этом году привлекает внимание к вопросам использования искусственного интеллекта в потребительских правоотношениях.
С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: совершать покупки в онлайн режиме Wildberries, Kaspi-магазине и других электронных платформах, помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу и т.д.
При этом, ни для кого не секрет, что граждане все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при покупке и оплате товаров через Интернет, включая социальные сети.
Так по результатам проводимой работы Департамента торговли и по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по Акмолинской области отмечается рост обращений потребителей на электронные платформы. Если за 2022 год поступило 108 обращений, то за аналогичный период 2023 года поступило – 158 или на 32% больше. Основные жалобы потребителей- это отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие предлагаемого товара описанию, отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств, а также касательно участившихся фактов мошенничества, повлияло факты продолжающихся жалоб на маркетплейсы.
На сегодняшний день у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах.
Маркетплейсы в рамках гражданского законодательства в частном порядке могут заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями. Наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано.
В настоящее время новый проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», который направлен на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 29 июня 2023 года.
Законопроектом предлагается дополнить основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.
Законопроектом предлагается закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок, по обязательному включению положении о соблюдении требований Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» при заключении с предпринимателями договора.
В случае поступления от потребителя жалобы вместе с подтверждающими материалами или уведомления уполномоченного органа о несоблюдении требований закона электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец электронной торговой площадке предусмотрел в договоре с бизнесменом.
Дополнительно информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи обращайтесь по адресу: г. Кокшетау Акмолинская область, улица Ауельбекова 117, кабинет 6, 25, направить электронные и письменные обращения на онлайн платформы «e-otinish», e-tutynushy.kz, тел.:8 (716-2) 50-29-39, 8 (716-2) 50-51-22.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленной информацией, обучающими видеороликами, образцами претензий. На ресурсах www.instagram.com/dtzpp.akmola/ и https://www.facebook.com/people/Dtzpp-Akmola/pfbid02XmFpehBdapoiaLnYvsJKjLzin73xqw9ua6AdnAbHwSQCB6yCUUvEsCRCvWvX7nxZl/ размещена информация в сфере защиты прав потребителей.