В одной из сельских школ Аршалынского района Акмолинской области учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе Замзагуль Абдина уже несколько лет вовлекает детей в работу над проектом «Вермикультура для плодородия казахстанской земли». Проект направлен на выращивание и разведение калифорнийского червя для производства биогумуса, что учит детей азам получения эколого-экономического образования, сообщает ИА «AqmolaNews» со ссылкой на пресс-службу управления образования региона.
В 2015 году для решения экологических задач в селе учитель заинтересовалась поиском альтернативы вывоза отходов животных. Появилась идея о запуске калифорнийского червя в эти отходы для ускорения улучшения плодородия земли, благодаря чему на пришкольном огороде создали «червячный питомник».
«Ребята в течение года заботятся о калифорнийском черве: для подкормки закладывают в бункер с ними ботву моркови, свеклы, отходы переработанных огурцов и помидор, очистки картофеля», — рассказывает Замзагуль Жакудаевна.
Ежегодно учащиеся 5-8 классов Арнасайской школы, продолжая реализацию проекта, производят собственный биогумус для подкормки комнатных растений, весенней рассады овощных и цветочных культур и увеличения плодородия.
Внесение биогумуса в качестве подкормки овощных и цветочных культур в теплицах и грядках позволяет повысить урожай овощей на пришкольном участке. В результате реализации проекта каждый год на школьной «продуктовой площадке» без химических удобрений, с применением биогумуса выращивается около 500-700 кг помидор, 1000-1200 кг капусты, 600-1000 кг огурцов, 300-500 кг моркови, свеклы, лука и кабачков!
«Калифорнийский червь очень прожорливый. С наступлением теплых дней мы с одноклассниками начинаем подкармливать их пищевыми отходами. Переработанную и просеянную массу биогумуса отправляем на грядки и клумбы», — делится ученик 8 класса Еркін Қалқаман.
Каждой весной в цветники школы высаживается до 1000 корней бархатцев, цинний, петуний, портулака, астр и однолетних георгин. В кабинетах и рекреациях школы на биогумусе хорошо растут комнатные растения.
«Этой осенью мы заготовили 9 мешков биогумуса для будущей рассады помидоров, перца, капусты. Также ежегодно делаем заготовки овощей для витаминизированного питания в школьной столовой», — гордо рассказывает восьмиклассница Валерия Кузнецова.
«Надеемся, что опыт нашей школы послужит хорошим примером другим школам и, возможно, сельским хозяйствам, чтобы увеличить плодородие земли на участках. Я как руководитель проекта и мои ученики с удовольствием поделимся своими наработками, наблюдением и опытом», — заверила Замзагуль Абдина.
Кстати, работа детей была представлена и отмечена на областном и республиканских конкурсах экологических проектов.
Коллектив школы считает, что вовлечение школьников в экологический проект по повышению плодородия земли формирует у них экологическую культуру, трудолюбие и социальные навыки.