В 2023 году в Акмолинской области было отремонтировано порядка тысячи километров автомобильных дорог. Это дороги республиканского, областного и местного значения. На реализацию 210 проектов по улучшению транспортной инфраструктуры региона выделили колоссальные средства – свыше 73-х миллиардов тенге. Огромное внимание при этом было уделено – контролю качества ремонта и строительства автодорог.
Перед областным филиалом РГП «Национальный Центр качества дорожных активов» в уходящем году стояли важные задачи. Это не только экспертиза качества дорожно-строительных работ и материалов, но диагностика состояния автодорог, ведомственная экспертиза проектно-сметных документаций на ремонт. Одним из главных проектов 2023 года стал ремонт участка дороги республиканского значения «Кокшетау-Атбасар», ведущей из Зерендинского района в Сандыктауский. Ранее эта дорога была неудовлетворительном состоянии, и вызывала нарекания со стороны населения. Здесь сделали ресайклирование и уложили новый асфальт. Кроме того, проектом предусмотрено обустройство шести водопропускных сооружений на паводкоопасных участках, а также больше семи освещения через сёла Зеренда и Сандыктау. Всего по региону привели в порядок почти 150 километров автодорог республиканского значения, где полностью проводилась экспертиза качества сотрудниками Наццентра качества дорожных активов.
«Нашими инженерами регулярно проводились выезда по контролю качества выполняемых работ по ремонту дорог республиканского значения. Всего мы произвели 270 выездов. В их процессе были выявлены дефекты, нарушения строительных норм и стандартов, замечания. Вместе с этим мы отобрали порядка 650-ти проб дорожно-строительных материалов и проб-кернов асфальтобетонного покрытия. Они в дальнейшем прошли испытания в лаборатории. Надо отметить, большинство материалов и проб соответствовали всем требованиям качества. По тем материалам, которые не подходили по требованиям, мы направили письма заказчикам и подрядчикам для устранения. В некоторых участках подрядчики произвели переустройство за свой счёт», — отметил начальника отдела контроля качества и государственного учёта филиала РГП «Национальный Центр качества дорожных активов» Игорь Стефан.
В приоритете был и контроль за ремонт дорог областного и местного значения. Только в рамках программы «Ауыл — ел бесігі» обновили порядка 80 километров дорог в 27 населённых пунктах. По программе «Развитие регионов» улучшили состояния свыше 370 километров дорожной сети. В их числе такие важные проекты как капитальный и средний ремонт автодорог «Щучинск-Степняк-Валиханово», «Восточный обход г. Астана — ст.Сарыоба», «Бабатай-Волгодновка-Береке-Булаксай», «Петровка-Улан-Мариновка», «Жалтыр-Макинск», «Щучинск-Николаевка» «Бурабай-Катарколь», «Жаксы-Державинск», «Есиль-Свободное-Раздольное», «Жолымбет-Шортанды-Пригородное».
«По дороги местного значения мы выезжали 442 раза. Здесь также не обошлось без нареканий к подрядных организациям и техническому надзору. На этих участках ремонта дорог было отобрано свыше 1 600-т проб дорожно-строительных материалов и образцов асфальтобетонного покрытия, по которым проводилась экспертиза в нашей испытательной лаборатории», — резюмировал Игорь Стефан.
Надо отметить, были случаи, когда местное население и общественность отмечали слабую работу подрядных организаций и технадзора. Например, в городе Акколе на строительство одной из дорог выделили свыше одного миллиарда тенге. Подрядчик не только затянул проект, но и выполнил лишь не больше 40 процентов объема работ. На проблему обратили внимание общественники, вместе с которыми филиал РГП «Национальный Центр качества дорожных активов» организовал выезд туда. Как оказалось, качество уложенного асфальта не соответствует нормам и требует переукладки. После по поручению акима Акмолинской области Марата Ахметжанова управлением государственного архитектурно-строительного контроля Акмолинской области проведена проверка качества проекта. В итоге подрядчика привели к административной ответственности, а технический надзор лишили лицензии на полгода.
Добавим, Глава государства Касым-Жомарт Токаев не раз обращал внимание на качество казахстанских дорог, требующих ежегодного ремонта, что приводит к неэффективному расходованию государственных средств. Поэтому с каждым годом увеличивается охват экспертизой качества ремонта и строительства автодорог в регионе.