spot_img
Четверг, 21 ноября, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Токализм. Нужно ли возраждать многоженство в Казахстане?

Вам может быть интересно

Токал. Токалка. Токализм. Все чаще в социуме мы слышим эти слова. Многоженство бурно обсуждается в обществе и вызывает горячие споры в социальных сетях. Казахстанцы спорят на тему возрождения традиции многожёнства, кто-то поддерживает идею а некоторые категорически против, что же значит понятие «Токал» и как оно появилось, в этом попытался разобраться корреспондент «AQMOLA NEWS».

Представлю вам несколько версий возникновения слова токал. Одна из них происходит с древних времен, предполагается, что это слово пришло в казахский язык из Персии, а точнее, в персидском языке понятие второй произносится как До, есть версия, что наши предки позаимствовали слово ДОХАЛ, то есть вторая жена у персов, оно было подвержено изменениям тюркских языков и со временем звучало как: токал.

Но это не единственная версия этимологии данного слова. Есть еще вариант, и предыстория к нему. Обычно вторую жену тюркские мужчины заводили в преклонном возрасте, взять в жены токал мог себе позволить состоятельный мужчина, имеющий высокий социальный статус. Во времена кочевников богатство не измерялось должностью и количеством денег. Олигархами того времени являлись те, у кого было больше всего поголовий скота, особенно ценились те баи, имеющие сотни голов лошадей. Для кочевников слово богатый было равносильно понятию сытый.
А теперь внимание! ​Дословный перевод слова сытый с казахского – ток, а перевод слова ал бери, итоге получается токал, то есть, смысловой посыл слова токал звучит как бери вторую жену когда ты сыт и богат.

КТО КОМУ СТАВИЛ РОГА?) 

Одна из популярных версий значения слова токал происходит от словосочетания «тоқал ешкі» что значит безрогая коза. Считается, что вторая жена не имеет рог, ведь изменили не ей , а с ней, поэтому она и комолая (безрогая), а вот байбише, первая жена подверглась измене, то есть, ее муж начал встречаться а потом женился во второй раз. Вот такая забавная версия этимологии выражения токал.

Есть еще версия, что смысл слова «тоқал» звучит как обделенный чем то либо, ущемленный в правах, некоторые источники вообще описывают значение данного слова как недоразвитый.

БЫЛИ ЛИ ТОКАЛ УЩЕМЛЕНЫ В ПРАВАХ? 

Бытует мнение о том, что у токал не было таких прав как у байбише, то есть старшей жены. Стоит отметить, что токал были официальные жены, их представляли родным и первой жене, но невзирая на это, есть версия, что дети от токал в родословной не имели прав и должного статуса как дети от старшей жены. На молодых девушках женились взрослые мужчины в возрасте, чтобы возродить потомство и в случаях, когда от старшей жены не было наследника. В древние времена за стариков выходили замуж девушки из бедных семей, либо осиротевшие девочки, чтоб богатый муж обеспечивал их родню.
В казахском языке есть выражение : Мен Токалдан тудым ба ?что означает : я что, родился от токал? Подобные высказывания используются когда человек считает, что его ущемляют в правах и он чувствует некую дискриминацию и несправедливость в своей адрес.
Но невзирая на элементы принижения слова токал в социуме, токал были полноправными женами, мужья их обеспечивали кровом, пищей, поголовьями скота, оказывали должное внимание, брали ответственность за общих детей и любили потомство от них не хуже, детей от баибише.

КАК ПОЛИГАМИЯ ПОВЛИЯЛА НА ЧИСЛЕННОСТЬ НАЦИИ?
Есть очень интересная трактовка, что многоженство положительно повлияло на численность и демографию нашей нации, говорят, что каждый второй казахстанец вполне может являться потомком, родившимся от токал, то есть возможно даже мои и ваши дальние предки пришли на свет от второй или третьей жены.
Стоит отметить, что в истории нашего народа было понятие аменгер, это человек, женившийся на вдове умершего брата или близкого родственника, наши предки считали, что дети должны воспитываться в родной семье и не бросали овдовевших женщин, брали всю ответственность за осиротевшую семью.

ЧЕМ ЗАКОНЧИЛИСЬ ПОПЫТКИ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ МНОГОЖЕНСТВО? 

А теперь перенесемся в современный Казахстан, до 20 века многоженство было обычным явлением в казахском народе. Поскольку сегодня в Казахстане двоеженство незаконно, ряд мажилисменов хотели внести предложения и законопроект по его легализации, но парламент этого не допустил. В 2001 впервые прозвучало предложение одного из депутатов узаконить многоженство. Его целью была защита потенциальных вторых жен и детей которые никак не защищены законом и не могут претендовать на имущество и другую полноценную помощь со стороны мужчины.
Кроме того, активисты, стремившиеся узаконить полигамию, основывались законами шарията, в рамках которого мужчине разрешено женится на нескольких женщинах. В таком случае, конечно учитывается согласие старшей жены.
К слову, гражданские активистки, поддерживающие идею легализации многоженства критикуют женщин, не разрешающих своим мужьям брать токал, и называют их равнодушными к проблемам страны эгоистками.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ ПРЕДЛОЖИЛИ РЕШИТЬ ВНЕДРИВ ПОЛИГАМНЫЕ БРАКИ?

Они считают, что проблему демографии в стране можно решить только в том случае, если мужчина создаст семью с несколькими женщинами. Так же, считается, что разрешение на многоженство позволит одиноким девушкам, вдовам и разведенным женщинам создать семью, познать счастье материнства и иметь поддержку мужа. Примечательно, что именно эту категорию женщин рекомендуют брать в токал сторонники полигамии, считая что им замужество нужнее нежели чем совсем молодым девушкам, которые могут найти себе пару и среди свободных парней.

ЖЕНЩИН В СТРАНЕ БОЛЬШЕ. 
По данным бюро национальной статистики, Женщин в Казахстане на 470 тысяч больше, чем мужчин, согласно переписи населения сделанной в начале этого года, Мужчин в Казахстане – 9 658 685 человек, женщин больше, их количество составило 10 129 569 человек. Есть мнение, что в стране на каждую женщину не хватает мужчины, и это тоже одна из причин почему сторонники многоженства предлагают его узаконить.
Вообще в стране понятие многоженство юридически отсутствует, поэтому, обращаясь к Семейному кодексу, если состоящий в браке человек желает зарегистрировать еще один брак с другим человеком, такой союз считается незаконным. Как мне сообщил представитель мечети, перед тем как совершить обряд неке необходимо предоставить свидетельство о заключении брака, только после этого имам совершает обряд неке и вручает свидетельство.

ДЕЛО КАЖДОГО…
Не для кого не секрет, что в стране есть полигамные браки, в котором мужчина живет с несколькими женщинами. К примеру в Кокшетау мне давал интревью мужчина у которого есть 3 жены и 6 детей, рядом была его первая супруга, по ее словам «каким бы не был мужчина ему всегда не будет хватить одной женины поэтому ей лучше знать что муж со своими другими женами нежели он будет скрываться неизвестно с кем. Но это уже личная жизнь каждого человека и взаимоотношения, которые выстраиваются по желанию этих людей.

КАКУЮ ПОЛЬЗУ ДАСТ МНОГОМУЖЕСТВО ОБЩЕСТВУ? 
Самое интересное, что Есть среди активистов и те, кто предложил узаконить многомужество, считая что один мужчина не может содержать семью, многие семьи в Казахстане закредитованы и находятся в сложном финансовом положении. Исходя из этого, чтобы женщина не работала а семья жила в материальном достатке было предложено иметь двух мужей и кормильцев в семье, чтобы женщина при этом могла рожать детей, увеличивать демографию и заниматься бытом.

МНЕНИЯ РАСХОДЯТСЯ
Конечно, в любой ситуации найдутся сторонники и противники. Те, кто выступал против полигамии, считали, что такая практика опасна для общества, и назвали ее дискриминацией против женщин. По результатам опроса, который я провела, множество Кокшетауцев оказались против многоженства, особенно женщины, по их мнению, на сегодняшний день некоторые мужчины не в силах достойно обеспечить одну женщину и детей, и речи о второй семье не может идти при такой ситуации. Некоторые противники полигамии расценивали ее как издевательство над первой женой и даже изменой, считая что любящий человек никогда не примет решение завести второго спутника.
Есть и те, кто выразил нейтральную позицию, по их точке зрения, если мужчина может обеспечить несколько жен и детей, то подобное явление имеет место быть в нашем обществе.
Стоит ли возрождать традицию многожёнства и создавать многомужество в стране? Какую пользу могут принести обществу данные инициативы? Есть ли вы минусы и недостатки этих явлений? На эти темы общество вступает в полемику и выражает собственную позицию, в которой каждый приводит аргументы.  Если вы считаете что данную тему можно обсудить с близкими, отправьте им ссылку на данный материал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Более 200 акмолинцев награждены в честь Дня работника сельского хозяйства  

В Кокшетау состоялся первый региональный форум, который собрал лучших аграриев и передовиков производства, заслуженных работников и агрономов, животноводов, руководителей...
- Реклама -spot_img

Похожие новости