Порядка 70 миллиардов тенге выделили в этом году на ремонт дорожного полотна в пристоличном регионе. Более одной тысячи километров дорог местного значения должны были привести в порядок. Однако по данным филиала РГП “Национальный центр качества дорожных активов” по Акмолинской области на 198 ремонтируемых объектах зафиксировано 397 нарушений, а из 1 115 отобранных проб используемых материалов — 399 не соответствуют требованиям. Подробнее рассказал директор ведомства Талгат Кайратхан в беседе с корреспондентом Qazaqstan Media.
По словам спикера, нарушения есть в каждом регионе области. Один из самых ярких примеров – село Заречное в Есильском районе. Из-за нарушений с водонасыщением и уплотнением асфальта дорога не сможет прослужить сельчанам положенный срок.
Собеседник выделил несколько основных причин, провоцирующих отрицательную динамику. Почти все связаны с ненадлежащим контролем в ходе ремонта.
«Часто во многих местах отсутствует технический надзор. Конкурс по проведению технадзора зачастую выигрывают представители не нашего региона. Но они большую роль играют в ремонте и должны ежедневно следить за ходом работ. А они приезжают раз в неделю или раз в месяц», — поделился Талгат Кайратхан.
Несмотря на это, большая часть ответственности лежит на акиматах. Ведь именно на них возложена обязанность проводить проверки во время и после ремонта. Но здесь возникает резонный вопрос: насколько компетентны представители ЖКХ для проведения мониторинга? Могут ли они дать объективную оценку деятельности подрядчика?
Зачастую проверки действительно проходят по графику. Но в силу отсутствия опыта в сфере дорожного строительства, заказчик может лишь отметить, работы ведутся или нет. С тем, что касается правильности выполнения укладки асфальта, подобранных материалов имеются большие пробелы.
В этой связи, как считают в филиале наццентра, местные власти должны сами стремиться эту ситуацию урегулировать.
С прошлого года для представителей местных исполнительных органов запустили проведение однодневных тренингов. Специалистам рассказывают, на что следует обратить внимание, проверяя подрядчика.
После по инициативе акиматов эксперты могут выехать на места и провести дополнительное обучение. В этом году подробный инструктаж получили акимы сельских округов Атбасарского и Есильского районов.
«Это в их интересах. Каждый аким – менеджер на своем месте. Многие из них бывшие учителя, сельхозники. Конечно, они понятия не имеют, как класть асфальт правильно. Но вот видят, что им область выделяет деньги на ремонт дорог. В этот момент они сами должны инициировать обучение свое. Иначе как они будут контролировать, насколько подрядчик хорошо выполняет обязательства? Отсюда и получаются ситуации, когда все проверки проведены, но дорога выполнена плохо. Тогда в акимате открещиваются, что их задача была только проверить, делают или нет. Но если проведение монитоинга в их полномочиях, значит, это должна быть комплексная проверка», — отметил спикер.
В числе аутсайдеров выделяют Аккольский район. Здесь ремонтом охвачены пять объектов стоимостью 700 миллионов тенге.
«Они не заинтересованы в проведении обучений, проверок на местах работ, материалов. Некоторые объекты мы же не охватываем согласно нашему договору. Напрямую мы хотели бы поехать, но у нас нет оснований. У нас устав, законодательство, которое должны соблюдать. Поэтому мы не можем просто так выезжать на объекты. И они сами тоже их не контролируют», — прокомментировал ситуацию директор облфилиала “Национальный центр качества дорожных активов”.
Равнодушие местной власти провоцирует коррупционные риски. Потому наццентр начал сотрудничество с общественным объединением «Әділдік жолы».
«У нас идет совместный комиссионный выезд на объект. Мы проводим необходимые работы по контролю качества: требуем исполнительную документацию, по необходимости отбираем пробы и испытываем их у себя», — разъяснил Талгат Кайратхан.
Стоит отметить, что многие нарушения происходят отнюдь не из-за подрядчика. Например, в Кокшетау при разработке проекта не предусмотрели подходящее покрытие для остановочных и автопавильонных заездов. Теперь на недавно отремонтированной дороге уже появились дефекты, устранять которые придется за бюджетные деньги.
Немало критики прозвучало и по поводу выполнения разметок, установки дорожных знаков.
«Их делают, а через месяц стираются. Так не должно быть. Минимум три месяца срок службы. Знаки в этом году поставят, они выгорают, в следующем ночью уже не видно будет. Участились ДТП. Это, прежде всего, вина водителей. Но можно предупреждать. Это как раз про дорожные знаки, информационные панно по типу «Вас ждут дома» и так далее», — высказался эксперт.
К слову, 227 из 397 выявленных филиалом нарушений вернули в работу. А в скором времени, согласно поправкам в законодательстве, все средние ремонты дорог будут проходить ведомственную экспертизу через национальный центр.