Об этой сотрой проблеме рассказала инспектор – психолог специализиривонанного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области — Негметова Когаршин Мендекеевна.
В этом материале основное внимание сосредоточено на наиболее актуальных проблемах насилия над детьми и возможных путях их решения. Мы обсуждаем острую необходимость решения проблемы насилия над детьми. В контексте рассуждений, представленных в этой статье, важно подчеркнуть следующее;
- Насилие над детьми сегодня – распространенное социальное явление, требующее незамедлительного устранения; насилию в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн детей и подростков;
- Насилие над детьми приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям; у истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков стоят проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком;
- Информационно – аналитическая база – необходимый и основной компонент системы защиты детей; проблема получения достоверной информации о распространенности насилия над детьми является первостепенной для принятия адекватных управленческих решений по организации помощи пострадавшим детям и для формирования системы профилактических действий;
- Первым шагом создания такой базы является разработка и осуществления диагностической программы по изучению проблемы насилия в современном мире.
Следует отметить, что насилие как феномен социальной действительности и предмет научного исследования весьма труден для изучения в силу причин объективного и субъективного характера.
Во– первых, существует известная неопределенность в понимании насилия. Например, определение насилия над детьми, предложенное Всемирной организацией здравоохранения в 1999г., слишком многословно и обширно. По сути, в этом определении отмечено все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Сюда относятся и активные действия угрожающего характера в отношении ребенка (например, физическая и сексуальная агрессия), и действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей, например: пренебрежение ребенком, отказ предоставлять ему пищу и т.д.
Во– вторых, в ряде документов понятие насилия относится к числу понятий, не требующих специального пояснения. Так, в части 1 ст.19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства – участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «НАСИЛИЕ», «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ», «ОСКОРБЛЕНИЕ», «ЭКСПЛУАТАЦИЯ». Подобная неопределенность затрудняет изучение проблемы насилия над ребенком и существенно ограничивает возможности оказания ему междисциплинарной помощи.
Для проведения исследований по проблеме насилия над детьми мы предлагаем придерживаться следующих определений понятий:
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка), семьи, группы вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Основные виды насилия – это физическое, психоэмоциональное (психологическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию детей.
Как правило, исследования проблемы насилия сосредоточены в двух основных направлениях.
Первое направление связано с выявлением факта насилия или жестокого обращения с ребенком (например, для возбуждения уголовного дела).
Второе направление связано с изучением последствий насилия для интеллектуального, личностного, социального развития ребенка.
Уровень организации исследования – это та точка бифуркации, в которой выявление факта насилия при дознании и изучении последствий насилия начинают различаться. Выявление факта насилия или жестокого обращения с ребенком по сути отвечает задаче расследования случившегося, когда основной целью является установление достоверности факта насилия. Как правило, факт насилия выявляют либо специалисты, работающие с детьми, либо члены семьи, родственники, знакомые ребенка.
Оба направления – и выявление факта насилия или жестокого обращения с ребенком, и изучение последствий насилия развития ребенка – базируются на методологической основе междисциплинарного подхода в работе с проблемой насилия. Направления основаны на идее обязательности профессионального взаимодействия специалистов разной ведомственной принадлежности (работников образования, медицины, социальной и психологической службы, правоохранительных и правозащитных органов) для работы с феноменом насилия над детьми. Внутренней детерминантой такого подхода является междисциплинарная команда специалистов, отличительными особенностями которой являются:
- Общее видение проблем ребенка/семьи
- Наличие общей цели деятельности
- Согласованность действий членов команды
- Групповая ответственность членов команды за результаты воздействия
- Способность быстрого реагирования на ситуацию, в которую попал ребенок.