В век развития информационных технологий ксенофобия все больше смещается из пространства реальной жизни в пространство виртуальное.
Что же в реальной жизни представляет собой явление, которое так по-разному описывается в различных дискурсах? Ксенофобия по природе своей многовекторна. Будучи основана на страхе и порожденная страхом агрессии, она, как правило, не «зациклена» на каком-то одном объекте, но может быть направлена на несколько объектов одновременно или же менять направление в зависимости от ситуации. В этом смысле «этническая ксенофобия» в чистом виде — это миф. Этнофобия имеет ту же природу, что и ненависть к сексуальным меньшинствам, бомжам.
В век развития информационных технологий ксенофобия все больше смещается из пространства реальной жизни в пространство виртуальное. Средства массовой информации не просто формируют у обывателя представление о «нарастании» ксенофобии и национализма в обществе, но и непосредственным иногда косвенным, а подчас и прямым образом влияют на их проявления в реальной жизни.
В реальности, согласно опросам общественного мнения, уровень агрессивно-ксенофобических настроений среди казахстанцев невысок. Проблемы ксенофобии и межнациональных конфликтов если и раздуваются журналистами, то искусственно.
По результатам социологических исследований в Казахстане «обострением межнациональных конфликтов» обеспокоены только 2,8% опрошенных. В том числе проблемой лиц «славянской национальности» озабочены менее 3% опрошенных респондентов.
В век развития информационных технологий такие явления, как ксенофобия, национализм, расизм зачастую возникают и распространяются в обществе вследствие не столько реальных причин и наличия почвы для конфликта, сколько причин виртуальных — «нагнетания обстановки» средствами массовой информации. СМИ способны не только усиливать ксенофобские настроения, но и создавать их на пустом месте, интерпретируя локальные, часто бытовые, ситуации и конфликты как «этнические».
Слишком пристальное внимание СМИ к проблеме ксенофобии только усугубляет ситуацию, провоцируя усиление активности радикальных организаций, защищающих «русскую идею».
Кимов Евгений, член клуба журналистов ААНК, редактор городской газеты «Степной маяк»