Древняя и загадочная культура коневодов Казахстана, существовавшая шесть тысяч лет назад, похоже начала раскрывать свои тайны.
На поселении ботайской культуры Красный Яр, расположенного близ Кокшетау, археологи музея – заповедника «Ботай» обнаружили следы кремации древних коневодов.
Это открытие позволит ответить на вопрос, долго мучивший археологов и исследователей: «Куда же исчезли насельники казахстанских степей эпохи энеолита?»
Много лет подряд, казахстанские и иностранные ученые находили на поселениях ботайцев множество костей лошадей, других животных, остовы жилищ, орудия труда, но смогли обнаружить лишь несколько останков самих коневодов, в том числе несколько черепов, использовавшихся в ритуальных целях.
Как оказалось, ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, медиками, художниками и ювелирами. Ряд изделий выполнен ими таким совершенным образом, что невозможно зачастую поверить в уникальные технологии каменного века. А успешная трепанация черепа с последующим выживанием человека в условиях того времени граничит с фантастикой! На черепе были обнаружены два трепанационных отверстия в теменной области. Осмотр выявил сквозной характер трепанаций и сработанность внешнего края, что, очевидно, свидетельствовало об осторожном выполнении процедуры вскрытия черепной коробки. По всей вероятности, древний хирург принял все меры для уменьшения риска повреждения мягких тканей внутри черепной коробки пациента. Трепанации могли быть связаны с ритуалами, посредством которых прооперированный человек достигал измененных состояний сознания, требуемых для религиозной и магической деятельности, вероятно его посещали видения, потусторонние голоса. Видимо, отклонения в поведении, наблюдаемые после трепанации черепа, рассматривались древними людьми как проявления «божественного безумия». С этой точки зрения, трепанация должна была способствовать появлению новых свойств и качеств у здорового, но специально избранного по каким-то причинам человека.
Также трепанация была частью обряда инициации, знаменующей переход человека на новую степень развития. Обычно их называют символическими трепанациями. На сегодняшний день это самые древние обнаруженные трепанации на территории Казахстана.
Теперь, с обнаружением элементов обряда кремации на поселении Красный Яр, многое становится понятным. Видимо культ огня у древних коневодов был намного сильнее, чем до этого представляли ученые.
Обряд совместной кремации коня и воина греками описан в «Илиаде». При сожжении Патрокла «трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали», а затем Ахиллес «четырех коней гордовыйных с страшной силой поверг на костер, глубоко стеная».
Роль коня в этих ритуалах состоит в том, что конь выступает, прежде всего, как посредник между миром живых и небесной обителью предков. Эта роль коня очень ясно охарактеризована в гимне Ригведы, где коня просят провезти умершего на небо для последующего воскрешения.
Посредническая роль коня хорошо отражена в греческом искусстве: на вазе дипилонского стиля представлена похоронная процессия, внизу идут плакальщики, а кони погребальной колесницы уносят тело умершего на небо.
Однако, конь в погребальном ритуале играет не только посредническую роль. Значение коня состоит в том, что он является силой, способной обеспечить человеку возрождение к новой бессмертной жизни на том свете. В индийском эпосе Сомадева конь асуров Уччайхшравас — царь всех коней — наделен способностью воскрешать мертвых. В этой роли коня слышны отголоски древних представлений, которыми, по всей видимости, располагали ботайцы. Ведь именно они первыми приручили лошадь, а новые открытия использования ими обряда кремации косвенно подтверждают эти знания.
Идея о способности коня возродить человека отражена и в изображениях конских голов на греческих некродипнах — надмогильных изображения трапезы мертвых. Они рассматриваются как символ воскрешения.
Таким образом, обряд совместной кремации свершался древними людьми, а по всей вероятности, и ботайцами, с целью передать человеку физические силы коня и гарантировать ему легкий путь на небо и последующее возрождение.
Тайны ботайцев ученым и сотрудникам музея-заповедника «Ботай» еще долго и скрупулезно предстоит изучать для развития науки, которой пока неведомо, насколько совершенной была цивилизация на территории древнего Казахстана.
Локализация на территории поселений и использование под захоронения заброшенных жилищ является особенностью ботайских погребений.
Использование жилищ для в качестве мест захоронения характерно для многих первобытных культур Евразии. Это связано с мировоззренческими, духовными представлениями людей того времени.
Впервые уникальный мировой археологический объект — энеолитическое поселение Ботай был открыт казахстанским археологом из города Петропавловска Виктором Зайбертом.
Памятник расположен на берегу степной реки Иман-Бурлук, притока Ишима в Северо-Казахстанской области. Его значительные масштабы, богатый археологический материал, хорошо видимые на поверхности многочисленные впадины от котлованов древних полуземляночных жилищ свидетельствовали, что находка является особенным историко-археологическим явлением. Памятник был назван самим автором открытия.
С тех пор это краткое, звучное и емкое имя определило историческую миссию ботайской культуры. В последующие годы археологи открыли и другие поселения ботайской культуры, в том числе и Красный Яр.
Сенсационное научное открытие великого казахстанского ученого Виктора Зайберта позволило разработать периодизацию и наметить хронологию обнаруженных исторических памятников. Он выделил ботайскую культуру (IV–III тыс. до н.э.), которая явилась основой формирования истоков степной цивилизации в Урало-Иртышском междуречье (поселения Ботай, Красный Яр, Васильковка, Баландино, Рощинское, Сергеевка). Первые раскопки на поселении дали отечественной науке до 40 тысяч артефактов.
С момента открытия ботайских поселений и появления понятия «ботайская культура» прошло уже более 40 лет. Раскопки не прекращались поскольку масштабность поселений внушала уверенность в новых открытиях, и даже сегодня нет уверенности, что сформулирован в последней редакции алгоритм уникального памятника энеолита.
В 2000-х годах группа ученых из Экзетерского и Бристольского университетов Великобритании и сотрудников Кокшетауской археологической экспедиции сумели выделить на черепках ботайских сосудов остатки кумыса. Это величайшее научное открытие показало прямую связь древней культуры с современными казахскими традициями и образом жизни.
В 2017 году археологическое поселение Ботай было включено в общенациональный список сакральных объектов Казахстана.
Раскопки поселения свидетельствует, что именно на территории Казахстана была впервые в мире одомашнена лошадь. Это дало нашим предкам великое на тот момент времени превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую хозяйственную и культурную революцию. Всадник на коне, вооруженный луком, стал символом эпохи, когда на мировую арену выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.
Исследования ботайской культуры продолжаются, постоянно обновляются ее участники и тематика изысканий. Это генетические исследования людей, взаимодействия человека и лошади. За годы работы на этой территории археологами вскрыто более 15 тысяч квадратных метров земли, изучено более 100 жилищ, выявлено более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей древних животных, почти все они принадлежат лошадям.
Результатом многолетних исследований на поселении Ботай стало создание в 2018 году Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай». В настоящее время научные исследования заповедника сложились в своеобразную систему, дающую стратегию роста заповедника «Ботай» как уникального средства культуры, работающего для обеспечения прогрессивного и устойчивого развития историко-культурного наследия Казахстана.
Многолетние научные исследования сложились в стратегию заповедника «Ботай», работающего для познания историко-культурного наследия Казахстана.
Сейчас чрезвычайно важна реализация государственного инвестиционного проекта «Строительство визит-центра «Ботай» в селе Лобаново Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Ведь в зоне строительства визит-центра – автомобильные дороги, трассы республиканского значения Кокшетау – Имантау, Кокшетау – Костанай, Саумалколь – Зеренда. В селе Лобаново предполагается разместить туристические офисы, мини-рынки, предприятия малого бизнеса по производству сувениров для туристов.
Кроме того, в музее разработаны сувенирные копии артефактов и находок Ботайской культуры, а также копии изделий древних мастеров. Неординарные сувениры с изюминкой и узнаваемым логотипом «Ботай» привлекают посетителей, вызывают их живой интерес. Реализация всех намеченных планов по развитию туризма и инвестиционного проекта «Визит-центр «Ботай» создаст специализированный кластер, предназначенный для организации культурно-развлекательного досуга казахстанцев и гостей нашей страны. Кроме того, намечено создание масштабного музея Ботайской культуры под открытым небом.
Сейчас музей Ботай активно привлекает молодых специалистов и студентов к изучению археологических памятников, обучает их на практике тонкостям работы с древними артефактами. Научные исследования музея, объединяющие естественно-научные и гуманитарные направления, позволяют вовлекать молодежь в изучение и популяризацию культурного наследия Казахстана.
Продолжаются и фундаментальные исследования. Две научные школы, исследующие ботайскую культуру, двигаются параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга, повышая объективную верификацию археологического источника, поднимая международный авторитет казахстанской археологической науки.
Шакшаков Куаныш Гибадатович — директор РГКП Государственный историко-культурный музей заповедник Ботай