Гражданское общество – это важная составляющая часть успешного развития любого государства.
С момента обретения независимости гражданское общество Казахстана прошло сложный путь развития и становления, став надежным партнером государства в сохранении стабильности и институциональных традиций. Формирование гражданского общества представляет собой одну из важнейших стратегических задач государственной политики.
В концепции развития гражданского общества на 2020-2025 годы под гражданским обществом понимается система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовывать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности и интересы членов общества.
Взаимодействие с институтами гражданского общества осуществляется через совершенствование инструментов государственной поддержки, создание условий для устойчивости гражданского сектора. Гражданское общество, как и любой институт, требует, прежде всего, законодательного регулирования для обеспечения его деятельности. За эти годы приняты основополагающие законы в сфере гражданского общества – это Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О некоммерческих организациях», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций», «Об общественных советах», «О мирных собраниях». Становление гражданского общества в стране было отражено в Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы. Она стала основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. На основе этого документа министерство информации разработало проект концепции развития гражданского общества до 2025 года.
«Целью настоящей концепции является создание благоприятных условий для развития ГО и обеспечение эффективных путей взаимодействия граждан с государством в различных формах на основе равноправного партнерства», – отмечается в проекте концепции. В документе говорится, что в настоящее время институты ГО в недостаточной мере отображают общественные интересы. В связи с этим возникает необходимость их усиления. Также названы и другие проблемы гражданского общества: несовершенство законодательства, регулирующего деятельность институтов гражданского общества; низкая вовлеченность казахстанцев в работу НПО и волонтерского движения; недостаточный уровень доверия к институтам гражданского общества; недостаточная работа госорганов по привлечению институтов ГО к решению проблем.
Реализация концепции будет строиться на принципах системности, последовательности и межведомственного взаимодействия. Результатами реализации концепции должны стать: рост участия граждан в работе институтов гражданского общества; увеличение числа граждан, занятых в гражданском секторе; повышение уровня доверия к институтам ГО со стороны различных социальных групп; расширение доли граждан, участвующих в волонтерской деятельности; увеличение количества активно действующих НПО и других институтов ГО; внедрение принципов модели «слышащего государства», доступность органов государственной власти для граждан и институтов гражданского общества; увеличение количества переданных госфункций в гражданский сектор.
Важно отметить, что данная концепция скоординирована с другими важными парадигмами развития общества. Например, последнее время государство уделяет особое внимание развитию местного самоуправления – как основы развития любого гражданского общества. Об этом свидетельствует принятия новой концепции развития МСУ в Казахстане до 2030 года и соответствующие изменения в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении».
Государством принимаются меры по установлению партнерских отношений со всеми субъектами гражданского общества вовлечению их к решению актуальных проблем общества. В настоящее время в республике действуют различные диалоговые форматы взаимодействия с НПО. Основной формой сотрудничества между неправительственными организациями и государственными органами является реализация социально значимых проектов в рамках государственного социального заказа, перечень которых формируется с учетом основных направлений государственных программ, международного опыта, а также предложений, поступающих от неправительственных организаций.
Инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование.
С 2003 года на постоянной основе проводится Гражданский форум, который рассматривает стратегические вопросы развития сотрудничества государства и гражданского общества.
Кроме этого, активно внедряется институт общественного контроля. Это свидетельствует о высоком уровне взаимодействия с гражданским обществом. Общественный контроль напрямую влияет на транспарентность государственного и квазигосударственного сектора страны. Вместе с тем, усиливается и статус общественных советов.
Благодаря объявленному Году волонтера была создана инфраструктура поддержки волонтерства, в том числе и в регионах. В частности, созданы республиканский фронт-офис «Birgemiz» ирегиональные центры поддержки волонтерства, которые смогли объединить более 500 организаций.На постоянной основе проводятся встречи с представителями международных неправительственных организаций в Казахстане, в целях обсуждения текущих гражданских инициатив, совершенствования законодательства, обмена опытом по развитию гражданского общества.
Стоит отметить, что в Акмолинской области все эти формы развития гражданского общества и неправительственного сектора активно функционируют и поддерживаются акиматами всех уровней.
В тесном взаимодействии работают маслихаты и местные исполнительные органы, активно свою точку зрения выражают и осуществляют общественный контроль члены общественного совета, на заседаниях они рассматривают и обсуждают актуальные вопросы, связанные с развитием региона, деятельностью государственных органов. Общественникивыступают с предложениями по улучшению социальной и экономической сфер, эффективном управлении местных исполнительных органов.
На постоянной основе проводятся публичные слушания и общественный мониторинг по злободневным вопросам с привлечением населенияи представителей средств массовой информации и неправительственного сектора.
В Кокшетау активно реализуется проект «Бюджет народного участия», внедрена практика избрания активистов из местного сообщества по микрорайонам для лучшего взаимодействия местных исполнительных органов и населения.
С каждым годом увеличивается число молодежи и представительниц прекрасного пола в структуре государственных органов, занимающих руководящие должности, активно реализуются молодежные инициативы и проекты общественных объединений.
Президент страны К.-Ж. Токаев отметил, что стоящие сегодня перед Казахстаном задачи требуют усиленного взаимодействия государства и неправительственных организаций, а также системной перезагрузки институтов гражданского общества.
«Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом».
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что укрепление институтов гражданского общества является важнейшим условием реализации конституционных положений об утверждении Казахстана демократическим, правовым, светским и социальным государством.
Аружан Сатабалдинова,
обозреватель газеты «Степной маяк»,
член Союза журналистов Казахстана.