Квартира 83-летней пенсионерки из Кокшетау Лидии Власенко чем-то отдаленно напоминает картинную галерею. Вот уже на протяжении 28 лет женщина занимается вышивкой гладью, в среднем одна вышитая картина создается от 10 дней до трех месяцев, а в целом за годы творчества ей удалось вышить более трехсот картин, передает 716.kz.
Творчество в жизнь Лидии Ивановны пришло не сразу. Около 40 лет она отработала на производстве, а затем вышла на заслуженный отдых. Как признается женщина, руки всегда привыкли что-то делать, так она и увлеклась вышивкой гладью, ставшей для нее пенсионным хобби. Первая картина «Тарас Бульба» была вышита ей в далеком 1995 году при свете керосиновой лампы.
«Когда вышла на пенсию, это был 1995 год, было холодно, не было света, а я привыкла вставать рано – в 6 утра, потому что на работу всегда надо было. И чем-то надо было занять себя. Я вставала, надевала валенки на ноги, потому что холодно, безрукавку, зажигала керосиновую лампу и вышивала. Первая картина «Тарас Бульба» вышита при свете керосиновой лампы. Я 28 лет этим занимаюсь, за это время была на персональных выставках дважды в Алматы, один раз в Петропавловске в Музее изобразительных искусств, в Музее им. М. Габдуллина, в Совете ветеранов, и на всех выставках и ярмарках тоже принимала активное участие до пандемии. Руки все равно требуют работы, ну как можно сидеть дома целый день и ничем не заниматься? Поэтому после вышивки я еще восстановила куклы, которые сидят на диване, они были без рук и без ног, раздетые, и я их привела в порядок. Потом начала вязать, есть вязаные и игрушки, и куклы. В общем, творчество продолжается», – говорит мастерица-самоучка Лидия Власенко.
Основной темой в работах мастерицы являются природные пейзажи. На вышивание одной картины уходит от 10 дней до трех месяцев творческого труда. Среди огромного количества картин есть также вышитые крестиком и нарисованные маслом.
«Меня никто не учил, никаких курсов я не посещала. Само время подтолкнуло, ситуация такая в городе была: темно, света нет и холодно. Поэтому взяла пяльцы, иголку, нитки в руки. Картина «Три богатыря» это тоже 1997-1998 года вышивка. Даже ниток нельзя было купить в то время в городе: там есть и мулине, и шерсть, и полушерсть, и х/б нитки. Все виды ниток, которые я по колористике нашла, они все там есть. Не сказать, что я там сама что-то выдумывала для вышивки, что-то из календаря брала, что-то с маленькой открыточки», – пояснила собеседница.
По словам Лидии Ивановны, за 28 лет творческого труда она вышила более трехсот картин. По большей части свои прекрасные работы она раздала близким и друзьям, в каждой вышитой картине тепло и частичка ее души. В общем в копилке мастерицы насчитывается больше 50 грамот, благодарственных писем и сертификатов.
«Одно время я занялась флористикой, сейчас мало осталось этих поделок: что-то подарила, что-то купили на ярмарках. Мне это тоже очень нравилось. Самые сложные картины в плане вышивки «Три богатыря», «Тарас Бульба», потому что они выполнялись при свете керосиновой лампы. Сейчас, слава богу, свет есть, тепло. Для того чтобы вышить картину, недостаточно пойти в магазин и купить 10 моточков ниток. Нужно передать красоту какой-то картины, чтобы было видно, как колышется зелень, как растет камыш. Если это передано, тогда задача достигнута», – подчеркнула Лидия Ивановна.
О далеко идущих планах пенсионерка не загадывает. Пока хочется, чтобы оставшиеся картины нашли своего ценителя, ведь все не раздаришь. По словам женщины, она бы и сейчас по мере возможностей поучаствовала с большим удовольствием в мероприятиях.
«У меня сейчас планы найти какого-нибудь спонсора, чтобы он организовал какой-нибудь аукцион, чтобы распродать картины. Конечно, можно все раздать и раздарить, но иногда жалко», – заключила мастерица.
Юлия Киселева