Об этом подробно рассказывает главный специалист Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области Марем Албакова.
Судебный кабинет — это единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде. Сервис предназначен для подачи электронных заявлений, ходатайств и жалоб по гражданским и уголовным делам. Пользователем «Судебного кабинета» может быть любое физическое или юридическое лицо, принявшее условия настоящего соглашения, зарегистрированное в Судебном кабинете и пользующееся услугами Судебного кабинета для отправления обращения и получения информации по судебным делам и материалам, в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
В своей ежедневной практике суды широко используют возможности IT-технологий и Интернет-ресурсов. Новые технологии существенно сокращают время судебного производства и повышают показатели работы судов. Судебными органами страны ведется планомерная работа по дальнейшему совершенствованию информационных систем и механизмов их использования. Одним из весьма значимых шагов судебной системы Казахстана в обеспечении оперативности и доступности судопроизводства стало внедрение электронного проекта «Судебный кабинет». Посредством данной системы гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома, офиса через Интернет может обратиться в судебные органы. Через «Судебный кабинет» можно выполнить такие операции, как подготовка и подача обращений, заявлений, жалоб и ходатайств в электронном виде; онлайн-оплата государственной пошлины; безопасность соединения и хранения данных. Электронные судебные документы в сервисе можно просматривать, сохранять и скачивать, а также можно просмотреть информацию об исковом заявлении, динамику хода рассмотрения дела, видеоматериалы. Посредством данного сервиса можно подать в суд: апелляционную жалобу/частную жалобу, ходатайство о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшемся обстоятельствам, заявление об отмене заочного решения, заявление об отмене судебного приказа
Порядок подачи в суд электронных документов посредством электронного информационного сервиса «Судебный кабинет» интернет-ресурса Верховного Суда Республики Казахстан разработан в соответствии с законами РК, предусматривающих возможность подачи документов в суд в форме электронного документа.
Так, для того чтобы воспользоваться сервисами «Судебный кабинет» участнику судопроизводства необходимо получить электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП НУЦ) и пройти процедуру регистрации в «Судебном кабинете» с использованием ЭЦП НУЦ.
Вход в сервис «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ИИН или БИН, а также пароля. Условия пользования сервисами «Судебного кабинета» очень просты. Участнику судопроизводства необходимо лишь получить электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра РК и пройти стандартную процедуру регистрации в «Судебном кабинете». В частности, заявитель должен подписать пользовательское соглашение, заполнить поля логин, пароль, электронный адрес и выбрать сертификат. Логин и пароль участник судебного процесса получает по электронному извещению (SMS-сообщение) на номер сотового телефона либо на электронный адрес. После успешной регистрации лицо может осуществить вход, вернувшись на главную страницу «Судебного кабинета» и выбрать необходимый сервис.
Необходимо отметить, что новая услуга призвана значительно облегчить реализацию участниками производства по делу своих процессуальных прав на ознакомление с материалами дела, сократить затраты времени и средств на изучение судебных документов. В рамках электронной услуги обеспечен доступ участников к судебным документам в режиме онлайн, возможность мониторинга процесса по делу в полном объеме, что говорит о повышении прозрачности процесса судопроизводства. При этом пользователям предоставлена возможность распечатать судебный акт, а также ознакомиться историей по делу. Иными словами «Судебный кабинет» позволит решить такие проблемы, как несвоевременное предоставление информации, утеря документов, очереди, отказ в принятии жалоб и другое. Кроме того, информационный сервис оптимизирует и совершенствует электронное взаимодействие граждан и организаций с судебными органами. Наряду со снижением бюрократических барьеров, экономит время и средства граждан.