Второе воскресенье августа в Казахстане отмечают профессиональный праздник — День Строителя. Эта сфера является одним из драйверов экономики страны. Особенная дорожно-строительно отрасль, которая за последние годы претерпела множество изменений, и получила динамичное развитие. Есть в этой сфере и немало достижений. Так было реализовано множество крупных проектов, построено и отреконструировано тысячи километров автодорог. В целом, эта сфера не осталась без должного внимания. Важной составляющей при этом всем является качество выполняемых работ на автодорогах. Сегодня этим занимается Национальный Центр качества дорожных активов Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с директором Акмолинского областного филиала этой организации Талгат Амантаевичем Жусуповым, который участвовал в реализации многих проектов в автодорожной отрасли региона.
— Талгат Амантаевич, как вы оцениваете развитие автодорожной отрасли региона? Что изменилось в этой сфере, и какие проблемы удалось решить?
— Безусловно, за последние годы дорожно-строительная отрасль существенно модернизировалась, и пережила очень много позитивных изменений. Сегодня это сфера очень востребована, это важная составляющая инфраструктурного развития страны. Также видно, какие дороги построены в целом по стране и в регионе. На сегодняшний день все областные центры соединены между собой. Государством проделана огромная работа по развитию дорожной отрасли, благодаря чему ясно вырисовывается опорная сеть, и дальнейшие пути развития. Для строительства были привлечены большие инвестиции, которые позволили улучшить качество автодорог, удалось повысить безопасность и комфорт для населения. Значительно улучшилось общее транспортно-эксплуатационное состояние дорожных участков в нашем регионе. Сегодня только в нашем регионе протяженность сети автомобильных дорог общего пользования – 7,8 тысяч километров. К примеру, в этом году в регионе будет отремонтировано порядка одной тысячи километров автодорог, для чего выделены большие средства. Это ряд ключевых для нашего региона проектов в инфраструктурном развитии, который позволит нашей области расширить транспортно-логистический потенциал. В целом, все изменения, которые произошли, дали свой положительный результат. И самое главное – обеспечивается надлежащее качество автодорог, этот вопрос всегда в приоритете, для этого мы работаем. Стоит отметить, что в целях повышения контроля качества выполняемых работ в рамках проекта закона «О транспорте», вносятся поправки, предусматривающие ввод солидарной ответственности авторского и технического надзора наравне с подрядными организациями в гарантийный период, а также наделение Национального Центра качества дорожных активов полномочиями по проведению экспертизы качества работ и материалов по улично-дорожной сети. Кроме этого, для обеспечения качества дорог ведется переработка более тысячи нормативно-правовых актов, разработана методика по определению рейтинга акимов по качеству дорог. Мы уверены, все это несомненно даст свой положительный результат и улучшить качество автодорог в ближайшие годы.
— Расскажите о работе областного филиала Национального Центра качества дорожных активов? Какова ее миссия и основные направления деятельности?
— Наша организация РГП «Национальный Центр качества дорожных активов» был образован в 2019 году. Основной нашей задачей является экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также управление дорожными активами. В спектр деятельности филиала также входит диагностика и обследование дорог, а также внедрение новых технологий. Акмолинский областной филиал Национального Центра качества дорожных активов осуществляет контроль за качеством дорог республиканского, областного и местного значения. Мы осуществляем выезды на участки дорог при строительстве и ремонте, проводим отборы проб дорожно-строительных материалов, затем её дальнейшие испытания в нашей лаборатории. Кроме того, мы проводим диагностику, то есть какая нагрузка идет на дорожное покрытие, выявляем проблемные участки, которые нуждаются в ремонте. То есть мы работаем комплексно, в разных направлениях.
— Что вы можете сказать о качестве строительства и ремонта автомобильных дорог?
— Государство выделяет достаточно средств и в большом объёме на дорожное строительство. Поэтому в приоритете, как я уже говорил, качество. Действует пятиступенчатый контроль при выполнения дорожно-строительных работ. Наш филиал постоянно держит руку на пульсе. К примеру, за первое полугодие наши специалисты провели почти 250 выездов на участки дорог республиканского, областного и местного значения. В ходе выездов они отобрали более 600 проб дорожно-строительных материалов. Позже эти пробы были испытаны на соответствие требованиям нормативно-правовых актов, по результатам которых были направлены письма и предписания заказчиками и подрядным организациям. На контроле было и зимнее содержание автомобильных автодорог. Как мы знаем, зима в нашем регионе непростая, погодные условия в этот период складываются на дорогах не всегда благоприятные. Поэтому наш региональный филиал Национального Центра качества дорожных активов контролирует качество зимнего содержания автодорог, проводит выезды на проблемные участки, осенний осмотр дорог, подготовку производственных баз. В целом же специалисты филиала осуществляют комплексные мероприятия по всем направлениям содержания автодорог в зимний период, в том числе оперативное и своевременное информирование о ситуации на дорогах через социальные сети и средства массовой информации.
— Талгат Амантаевич, расскажите о тех, кто сегодня работает в Вашем филиале?
— Несомненно, кадровый потенциал — это важная составляющая в нашей работе. Многое зависит от уровня профессионализма, знания, навыков и умений наших специалистов. Это очень важно в обеспечении качества автодорог. Все наши специалисты имеют высшее техническое образование, большой опыт работы, множество навыков и умений. Так начальник отдела контроля качества и госучета нашего филиала Нуржан Самигуллинович Темирханов работает в автодорожной отрасли более 35 лет. Игорь Борисович Стефан – Почетный дорожник страны, трудился в различных дорожных организациях, награждён ведомственными медалями и грамотами за отличную работу. Александр Волков, заведующий нашей лабораторией тоже опытный дорожник, награжден медалью за вклад в развитие дорожно-строительной отрасли нашего Центра, прошел путь от лаборанта до начальника отдела и заведующего лабораторией. Также у нас трудятся в лаборатории Руслан Кульясов и Сакен Мукушев, в отделе контроля качества Евгений Решетняк, профессионалы с большим опытом и отличными знаниями. Среди молодых специалистов хорошо зарекомендовали себя дорожные инженеры Жанат Саликов, Ерболат Шаймурат, инженер по госучету Абылай Толеуов, инженер по материалам Азамат Муратбеков, менеджер по качеству Александра Денисенко. В нашей сфере важно все. Сотрудничество, взаимодействие, понимание принципа работы коллектива, алгоритм наших действий. Без этого наши личные, профессиональные навыки и способности не дают своего эффекта и результата. Когда мы все это делаем слаженно, когда каждый выполняют свою задачу, мы видим точный и максимальный результат нашей команды.
— Талгат Амантаевич, как мы знаем в дорожной отрасли есть кадровый дефицит? Как решается данная проблема?
— На рынке труда дорожной сферы наблюдается дефицит кадров. Объемы строительства и ремонта автодорог растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в квалифицированных специалистах все больше и больше с каждым годом. Со стороны государства оказывается большая поддержка в подготовке кадров. Ежегодно на обучения по разным специальностям дорожной отрасли выделяются до 10 тысячи грантов, студенты обеспечиваются стипендиями и общежитиями. Мы нуждаемся именно в квалифицированных, подготовленных специалистах. Это дорожные мастера, инженеры-строители, инженеры-сметчики, лаборанты, асфальтобетонщики, асфальтоукладчики, автогредеристы, механизаторы, ресайклеры, машинисты спецтехники и много других. Это основные дорожные силы. В целях решения проблемы кадрового дефицита в 2019 году наш Центр инициировал акцию «2000 школ», направленную на проведение профориентационной работы в школах и учебных заведениях. Акмолинский областной филиал Национального Центра качества дорожных активов проводит масштабную работу в рамках акции «2000 школ». Специалисты филиала проводят профориентационную работу во многих школах региона, как в оффлайн, так и в онлайн формате. Рассказывают о работе дорожников, о нюансах нашей профессии, преимуществах и перспективах, условиях труда и заработной плате. За этот год мы провели работу с порядка 170 школами региона. Нам есть что рассказать, и показать ребятам, поэтому проводим и дни открытых дверей, экскурсии. Эту работу продолжим и в будущем учебном году.
— Талгат Амантаевич, спасибо за интересную беседу. Думаем, Вам есть что сказать в завершении в преддверии Дня Строителя?
— Уважаемые акмолинцы, ветераны и работники дорожно-строительной сферы. Единая команда дорожников, благодаря вашему неустанному труду и профессионализму достигла немалых успехов. Об этом говорят множество реализованных проектов, тысячи километров автодорог, по которым в безопасности и комфорте передвигаются наши жители. Еще немало предстоит, впереди многое планов и задумок, государство поставило перед нами множество целей и задач. Думаю, совместными усилиями мы достигнем всего задуманного. Поздравляю Вас всех со знаменательным для каждого дорожника – Днем Строителя. Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия, удачи и успехов в работе!