Об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Казахстан. 5 июня 2022 года состоится республиканский референдум, на который будут вынесены поправки в Конституцию Республики Казахстан с формулировкой вопроса: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
Считаю, что обсуждение поправок является важным.
На предстоящий республиканский референдум по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан выносится 56 поправок к 33 статьям. Поправки, признаны закрепить окончательный переход от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством.
Конституционная реформа серьезно усилит представительную власть. Президент передаст часть полномочий Парламенту, вводится беспартийный статус Президента, его родственникам будет запрещено занимать высокие должности.
Создается конституционная основа, чтобы каждый казахстанец получил какие-либо выгоды от природных богатств «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
Ряд изменений и дополнений направлен на переформатирование законодательной (представительной) ветви власти.
Вводится новый порядок формирования Сената и Мажилиса.
Внедряется пропорционально-мажоритарная избирательная система. 30% депутатов Мажилиса будут избираться по одномандатным округам.
Право отзыва избирателями депутата Мажилиса, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу, а также новшества, касающиеся законодательного процесса: представление Парламентом на подпись Президенту закона; закрепление права Сената одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом; наделение Правительства правом принимать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу конституционным ценностям.
Усиливается парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Укрепляются гарантии местного государственного управления и самоуправления.
Устанавливается новый порядок назначения Президентом Республики акимов областей, городов республиканского значения и столицы, упразднение конституционных положений, предоставляющих Главе государства право отменять или приостановить действие актов акимов.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно.
Учреждение Конституционного Суда Республики с более широким перечнем субъектов обращения, включая граждан, Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека.
Конституционный Суд призван рассматривать обращения граждан на соответствие Конституции Республики нормативных правовых актов Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией. Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд будет определяться конституционным законом.
Проект Закона закрепляет отмену смертной казни, усиление конституционного статуса Уполномоченного по правам человека, принятие конституционного закона о прокуратуре.
Закон Республики Казахстан « О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» опубликован в средствах массовой информации 6 мая 2022 года.
Каждый гражданин Республики Казахстан, достигший на день голосования 18-летнего возраста, имеет право участвовать в республиканском референдуме. Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, составляются местными исполнительными органами.
В соответствии со статьей 162 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан — гражданин, считающий, что решением, действием (бездействием) государственного органа, органа местного государственного управления, избирательной комиссии, их должностными лицами нарушается право участвовать в референдуме, вправе подать иск по месту нахождения ответчика.
Такой иск, поступивший в период подготовки и проведения республиканского референдума, а также в течение месяца со дня голосования, должен быть рассмотрен судом в пятидневный срок, а поступивший менее чем за пять дней до голосования, в день голосования и до объявления итогов республиканского референдума, – немедленно.
Найля Нуралыева — председатель судебной коллегии
по административным делам Акмолинского областного суда