В конце апреля в Казахстане планируют возобновить льготное автокредитование, но уже с новыми условия. О том, как обновленная программа повлияет на авторынок Казахстана, корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
По словам спикера, в этот раз под условия программы льготного автокредитованияподпадают некоторые модели Hyundai, KIA, Chevrolet, LADA, JAC и Renault. Однако эксперт подчеркнул, что обновленное льготное автокредитование «не будет каким-то невероятным толчком» для продаж автомобилей, сделанных в Казахстане. Он отметил, что с 2017 года авторынок страны и так растет в среднем на 20-30 процентов.
«В последние пару лет наблюдается серьезный дефицит предложения не только в Казахстане, но и в мире вообще. И рост происходит безотносительно к действиюпрограммы льготного автокредитования. Главные факторы растущего спроса:
- тенденция к обновлению автопарка;
- низкий уровень автомобилизации;
- сохраняющийся платежеспособный спрос», — отметил Мискарян.
«При грубом подсчете по условиям программы на 100 миллиардов тенге при нынешних ценах можно приобрести 6,6-10 тысяч машин. А это не очень-то и много. Да, программа рассчитана на длительный период. Да, револьверный принцип заложен в ее основе. Но при этом важно понимать объемы рынка и динамику цен. Так, в 2020 году было продано 90 тысяч новых авто, а в 2021 году — уже 118 тысяч. Больше половины этого объема составляет локальная сборка», — добавил он.
Однако Мискарян отметил и положительные моменты в программе льготного автокредитования.
«Программа даст возможность покупки нового автомобиля на условиях, которых попросту нет в сегменте рыночного кредитования от банков. Там, напомню, ставка может достигать 25 процентов. Так что это льготное автокредитование без преувеличения является уникальным предложением от государства.
Да, скорее всего, придется какое-то время ждать одобрения заявки в очереди, и да, скорее всего, какое-то время придется прождать свой автомобиль, приобретаемый по программе. Но игра, с точки зрения потребителя, стоит свеч, очевидно», — почеркнул эксперт.
Тем не менее он отметил и риски, которые все же существуют при нынешней программе льготного автокредитования.
«Дефицит автомобилей на мировом рынке все еще никуда не делся. И многое сейчас указывает на то, что цены продолжат расти. Бороться со всем этим усилиями регулятора в одной стране не получится. Кроме этого, возможность кредитования без первоначального взноса также несет определенные риски в условиях снижения реальных доходов и курсовой нестабильности», — подытожил Артур Мискарян.
Как сообщалось ранее, на льготное кредитование потратят порядка 100 миллиардов тенге. Около 30 миллиардов тенге будет направлено на обновление парка автобусов в регионах Казахстана.
Кредитование легковых автомобилей будет осуществляться на следующих условиях:
- ставка вознаграждения — 4 процента;
- сумма кредитования — не более 10 миллионов тенге;
- срок финансирования — не более 7 лет;
- первоначальный взнос — от 0 процентов;
- стоимость транспортного средства — не более 15 миллионов тенге.
Кредитование будет осуществляться банками второго уровня. Также предусмотрено ограничение, которое запрещает финансирование одного и того же заемщика более одного раза в течение двух лет.