Эксперты рассказали, как сказывается на экономике и торговле тот факт, что почти половина расходов среднего казахстанца приходится на продукты питания, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По данным Национального бюро статистики Казахстана, по измерениям уровня жизни в третьем квартале 2021 года расходы казахстанцев в среднем на душу населения за квартал составили 206 419 тенге. При этом расходы на продукты питания из них составили 52,8 процента, или 109 010 тенге. Похожая ситуация (от 51 до 52 процентов) была и в первом, и втором кварталах прошлого года. По итогам всего 2020 года доля расходов на питание от общих расходов составила 53,9 процента. Получается, что почти половину от всех расходуемых средств казахстанцы тратят на еду. Мы решили пообщаться с экспертами и экономистами, чтобы узнать, что это говорит об экономике нашей страны и как отражается на жизни населения.
Экономист и директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group Марат Каирленов отметил, что показатель расходов населения на продукты питания является важным показателем экономического развития страны. Среди всего достаточно широкого перечня официальных статистических данных об уровне жизни казахстанцев (расходах и доходах, реальном уровне доходов и другое) показатель расходов населения на продукты является «работающим индикатором» и позволяет понять логику последних социально-политических процессов в стране.
«Если взять показатели в 53 процента от доли всех расходов, которые мы тратим на продукты питания по второму и третьему кварталам 2021 года, то, скорее всего, в четвертом квартале, учитывая рост цен на продукты в ноябре-декабре, будут примерно такие же показатели, а также в целом за год. Это сопоставимо со странами Африки южнее Сахары, то есть одними из самых бедных стран мира. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы (входящих в ЕС), которые в 20 веке также прошли через социализм и переход к капитализму, показатель расходов населения на продукты не превышает 18 процентов от общих расходов. Даже в одной из самых бедных стран Европы – Румынии — этот показатель не выше 25 процентов. Все это говорит только о бедности нашего населения», — рассказал экономист.
Эксперт отмечает, что такая ситуация, то есть снижение реальных доходов населения, негативно влияет на все сферы бизнеса в стране. Если больше половины средств у казахстанцев уходит на еду, а еще есть такие «обязательные» статьи расходов, как транспорт, дети и прочее, то даже на одежду и другие продукты остается еще меньше средств, а также не хватает средств на отдых, развлечения, образование и другие важные сферы жизни. Такая ситуация негативно отражается на малом и среднем бизнесе, и он в конечном итоге будет концентрироваться только на продаже продуктов питания. Экономист приводит цифры процента расходов на питание после «тучных нулевых». Накануне экономического кризиса в 2007 году доля продуктов в общих расходах казахстанцев не превышала 36 процентов. Сейчас же значительная часть населения фактически работает за еду.
«Как изменить такую ситуацию? Способов достаточно, и в первую очередь нужно более справедливое распределение национальных богатств. Об этом недавно говорил и Президент страны. По итогам 2021 года зарплаты у нас составили всего 30 процентов ВВП, тогда как в соседней России этот показатель — около 47 процентов и также считается невысоким. Если взять объем нашего ВВП в порядка 200 миллиардов долларов по итогам 2021 года, то получается, что эти 17 процентов в сравнении даже с Россией могут равняться 34 миллиардам долларов. Эти суммы должны дополнительно влиться в доходы населения, а затем выплеснуться на потребительские рынки и способствовать развитию бизнеса. Этого не происходит. Какие-то конкретные шаги для роста доходов зависят от времени, которым располагают элиты до следующего «взрыва». Если население будет более терпеливым, то есть у вас есть 2-3 года, то логично начать с борьбу с монополиями и олигополиями, вложиться в обучение квалифицированных кадров и так далее. Если принять во внимание, что времени может быть мало, то есть речь о нескольких месяцах, то нужны более радикальные меры, вплоть до списывания кредитов и введения рентных платежей с доходов сырьевого и квазигосударственного сектора, которые сейчас полностью идут в национальный фонд, чиновникам и олигархам», — добавил Марат Каирленов.
Финансист и член Национального совета общественного доверия Расул Рысмамбетов отметил, что факт того, что больше 50 процентов, а в некоторых регионах 60 процентов, расходов казахстанцев идут на продукты питания, показывает, что в нашей стране очень низкие зарплаты и доходы населения, а с другой стороны, в стране дорогие относительно уровня жизни продукты.
«Это один из факторов социального напряжения и бедности. В такой ситуации люди начинают нервничать и ждать помощи от государства. Государство пытается помочь и увеличивает расходы на адресную социальную помощи и прочие виды соцподдержки, что бьет по бюджету. На мой взгляд, легче поддержать тех же фермеров, которые создадут рабочие места на селе, которые, кроме того, потом будут платить налоги, чем платить адресную помощь безработным», — отметил финансист.
По словам Расула Рысмамбетова, в развитых странах процент расходов на продукты от общих трат доходит до 10 процентов. То, что в нашей стране они составляют основную часть расходов, способствует тому, что люди меньше думают о будущем, откладывают средства, чтобы возможно было вложить их в открытие своего бизнеса. Спрос снижается, что также сказывается на падении ассортимента товаров. Кроме того, как отметил финансист, высокая цена и спрос на продукты негативно отражаются на курсе национальной валюты. Производство продуктов питания в Казахстане имеет небольшие мощности, и увеличивается импорт продуктов из-за рубежа, которые приобретают за доллары, что также оказывает давление на курс тенге.
«Нужно увеличивать производство продуктов питания и работать над снижением их цены. Главное, чтобы государство это делало не за счет прямых вложений, а создавая условия, для того чтобы продуктами питания в Казахстане заниматься было выгодно. Нужно создавать новые рабочие места и обеспечивать их достойной заработной платой. Возможно, где-то нужны налоговые послабления и поощрения для предприятий аграрного сектора. Нужно обеспечивать их факторами производства: землей, водой, кормами. Допустим, в стране не хватает кормов и их вынуждены закупать за рубежом. Нужно работать над тем, чтобы ячмень, капусту, сою и прочие продукты для кормов стало выгодно выращивать», — поделился своим мнением Расул Рысмамбетов.
Финансист отметил, что в рамках работы в составе Национального совета общественного доверия он будет поднимать эти проблемы и предлагать пути их решения.