Прошедшие трагические события в стране сказались на психологическом состоянии не только взрослых, но и наших детей. Некоторые дети постарше воспринимали вынужденное нахождение дома как должное, так как их уже ранее подготовил ковидный карантин, а вот у некоторых маленьких детей появился некий страх, что они «останутся без улицы и мультиков». TengriMIX поговорил с детскими психологами и выяснил, как нужно разговаривать и успокаивать детей в чрезвычайных ситуациях.
«Монстрики», «салюты» и «жесткий карантин»
В сети родители стали выкладывать высказывания детей по поводу трагедии. В них — страх и надежда.
— Дочь, ты что делаешь?
— Леплю из пластилина монстриков.
— А почему одни монстрики с оружием?
— Добрые монстрики пытаются победить злых монстриков. А когда победят, то включат интернет и дети-монстрики смогут смотреть мультики.София, 6 лет
— Смотри скорее мультики, пока интернет снова не отключили.
— Теперь уже, наверное, не будут отключать. Бандитов же уже победили.
В основном дети воспринимали эту ситуацию как игру, некоторые дети даже собирали автоматы из лего и играли в стрелялки. Но зачастую дети старше шести лет интересовались ситуацией и смотрели новости вместе с родителями. Некоторые рисовали телевизор, в котором показывают боевые действия и людей с оружием.
Амир, 6 лет
— Мам, а еще долго придется сидеть дома? Это снова жесткий карантин начался, да?
— Нет, сына, сейчас режим ЧП.
— А что такое ЧП?
— А ты сам как думаешь?
— Наверное, это такая ситуация, когда все дороги перекрыты.Карим, 6 лет
— Мама, это на улице салют? Снова Новый год?
Данис, 3 года
— Мама, смотри, салют. Вот глупые, кто днем взрывает салют, один дым от него виден.
Амир, 6 лет
— А почему садик закрыт?
— Потому что дяди стреляют пих-пах и сейчас идти в сад и на улицу опасно.
— А гулять тоже нельзя из-за пих-пах?
— Да.
— Уф, когда уже кончится пих-пах, я устала.Алиша, 3,5 года
— Мам, давай сходим купим десертик.
— Магазины закрыты, ничего не работает.
— Ну закажи доставку.
— Они тоже не работают.
— Мам, ну у тебя в телефоне много приложений, выбери какое-нибудь.Роман, 6 лет
Одна из алматинок поделилась страницей дневника своей девятилетней дочери, который она вела во время режима ЧП. Там девочка описала ситуацию в городе. По словам женщины, ее дочь уже наизусть знает текст предупреждения, который часто транслируют по телевидению, и строгим голосом зачитывает его родителям и бабушке с дедушкой.
«12 января. Здравствуй, дорогой дневник. Несколько дней было такое… отключили интернет, но сейчас его дали. Толпы ходят по районам, громят, сжигают здания, грабят магазины. На улицах уже погибло 2-3 ребенка».
Лейла, 9 лет
Мамы некоторых подростков рассказывают, что в основном дети понимали всю ситуацию и внешне не поддавались панике.
«Я мама пятерых детей: двое взрослых и три подростка. В основном подростки все понимали и даже не просились на улицу, только и ждали, когда все закончится. Огорчались, потому что не было интернета. Но мы, взрослые, старались дома сохранять спокойствие, и они это все видели и даже не спрашивали и не говорили, что боятся», — сказала домохозяйка Мадина Молдабекова.
Кошмары по ночам
Но есть и обратная сторона детского лепета и перлов. Некоторые родители жалуются, что их дети стали видеть ночные кошмары, плохо засыпают и вскрикивают по ночам. Самих родителей после случившихся событий также стала мучить бессонница и частые панические атаки.
Казахстанские психологи рассказали, что делать в ситуации стресса после трагедии, что категорически нельзя запрещать делать детям и как можно быстро выйти из стресса.
Детский психолог, специалист по работе с травмой Татьяна Остапенко отметила, что не только взрослые, но и дети попали в ситуацию острой травмы — физической и психической. Признаками травмы является интенсивность страха, беспомощность, потеря контроля и угроза уничтожения. Это пережили все жители города независимо от возраста.
«Многие родители и дети сейчас произносят фразы «это чересчур» или «как это пережить и справиться с эмоциями». Вот это «чересчур» и есть острая травма, потому что все произошло очень быстро, единовременно, никто не был к этому готов. Эта травма сравнима с тем, если бы люди пережили землетрясение, которого боятся многие жители Алматы. Травма проявляется в переизбытке эмоций, кто-то боится выходить на улицу, кто-то боится подходить к окнам, особенно в тех районах, где проходили активные боевые действия, некоторые стали бояться незнакомых людей. Я заметила, что на улицах люди сейчас стараются не пересекаться взглядами и двигаются быстрыми, резкими движениями.
Чувство страха у людей в основном усиливается к вечеру, так как погромы были вечером и ночью, люди не контролируют процесс, у многих усилились панические атаки именно в вечернее и ночное время суток. У многих проснулось чувство одиночества, появилось ощущение небезопасности, что они не защищены даже в собственном доме. Это касается и взрослых, и детей.
Кому-то хочется много есть, кому-то вообще не хочется. Некоторые жалуются на то, что им постоянно хочется спать, буквально уходят в спячку, или, наоборот, появляется неукротимая жажда деятельности и потребность что-то делать. Это все нормально в такой ситуации, это такая реакция на стресс нашего организма. Важно, в первую очередь, подходить бережно к своему телу. Сейчас мы переживаем острую фазу, но есть и не очень приятная вещь, такая как посттравматический синдром. Вот он будет возникать в течение трех лет: может быть чувство страха, агрессия, очень высокий уровень тревоги, могут обостряться психосоматические заболевания», — отметила Остапенко.
Фото с pixabay.com
По словам психолога, сейчас у многих казахстанцев обострилась аллергия, также люди стали жаловаться на высокую температуру и признаки вирусной инфекции, но при этом люди всю неделю сидели дома. Остапенко считает, что, скорее всего, сейчас тело избавляется от того стресса, которое оно получило за все время трагических событий.
Дети начинают «окукливаться» и рисовать темные картинки
«Чего можно ожидать от детей в такой ситуации? Они могут стать очень подвижными или, наоборот, «замереть» (когда ничего не хочется делать). Они тоже могут много есть или, наоборот, страдать от отсутствия аппетита. Как правило, у детей бывают ночные кошмары, они могут бояться засыпать одни в комнате. Скорее всего, дети будут «прилипать» к родителям, так как папа с мамой — безопасные фигуры.
Многие дети не знают, что именно произошло в городе. С моей точки зрения, это не очень правильно. Сами взрослые возмущаются отключением интернета, что нам не давали полную информацию о ситуации. Мы додумываем то, что нам недодали. У детей так же, они видят, что со взрослыми что-то происходит, насколько они озабочены, но им ничего не говорят, и они не понимают степень важности. Это создает еще больше тревоги, внутреннюю панику как раз таки от недостатка информации», — пояснила психолог.
Она отметила, что спустя какое-то время после событий у детей может появиться немотивированная агрессия, жестокость к животным, потребность разрушать, аутоагрессия (причинение себе телесного вреда) может сильно усилиться, может увеличиться ненависть, гнев, бешенство в отношении тех, кто нарушил мир, покой. И у взрослых, и у детей может произойти обесценивание того, что произошло.
«Очень важно, чтобы дети и взрослые понимали, что у них есть безопасное место, это может быть квартира или комната в квартире, дача или закрытые плотной тканью окна. Важно подумать над тем, как человек сам себе может эту безопасность создать.
Дети начинают «окукливаться», делают себе домики, шалаши, «гнезда» под столом или за креслом, залезают по одеяло, под кровать. Это маленькое пространство, которое они могут контролировать. Не запрещайте детям делать это, пусть они это отработают и отыграют.
У детей может появиться много темных цветов в рисунках. Родителей и раньше это очень пугало, но сейчас очень важно дать им выплеснуть напряжение.
Данис, 3 года
В играх может появиться много агрессии: войнушки, стрелялки, разрушения. Это правильное выражение гнева и ужаса, социально приемлемое. Нельзя подавлять такие вещи ни в коем случае и лучше дать таким чувствам выйти, чтобы в будущем они не проявляли агрессию на своих сверстниках или на животных. Давайте детям контактировать с животными или просто гладить мягкие игрушки (тактильные упражнения). Животные чувствуют, когда у людей стресс, и помогают с этим. Не останавливайте любые эмоциональные проявления детей: не запрещайте мальчикам и себе плакать, мы должны позволить себе и детям побыть слабыми какое-то время, чтобы потом снова быть сильными», — сказала она.
Что делать при стрессе и тревоге у детей после ЧП
Психотерапевт, клинический нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова отметила, что дети связаны и зависимы от эмоционального фона родителей и состояния, в котором они пребывают. Здесь важны зрелость и ответственность самого родителя, понимание того, что, что бы ни происходило, родитель все вынесет, спасет и защитит, сможет мягко в игровой/сказочной форме ответить на вопрос ребенка, не погружая его в тревогу.
«В целом травма не рождается на ровном месте, у нее обычно есть подготовленная почва: постоянная тревога и до страшных событий, тревожный родитель, агрессия, сложности в семье. Страх — это естественный механизм самозащиты, и страх нуждается в ответе: что происходит и как поступить? Родитель должен найти слова, чтобы успокоить своего ребенка. Очень понятный для детей инструмент — рисунок через сказку, кукол, игрушки. Рисунки могут быть на свободную тему. Также не забывайте, что страх — это гормональный биохимический коктейль и снижается он физической активностью. Не запрещайте детям дома попрыгать, побегать (исходите из своих возможностей). Самое главное, что может дать любой родитель своему ребенку, — это любовь и защита, не накручивайте себя и не приписывайте это ребенку», — сказала психолог.
При этом детский психолог Ольга Мустафина предложила эффективное упражнение для снятия стресса, тревожного состояния у детей и для обретения чувства безопасности.
Родитель садится на пол (диван, кровать) и сажает ребенка перед собой, спиной к себе. Родитель берет ручки ребенка, ладошками кладет одну на другую, поднимает и опускает их (как самолетик) вместе с ребенком. При этом ребенок расслаблен и родитель сам его ведет, обнимает, где-то разводит ручки в стороны, двигает вверх и вниз. Таким способом он показывает надежность. Очень важно, чтобы тела ребенка и родителя были очень близко друг к другу, чтобы ребенок чувствовал прикосновения и родительское сердцебиение. Длительность упражнения — в среднем пять минут. Можно после этого покувыркаться на полу, соблюдая безопасность, покрутиться, поползать на четвереньках вместе с ребенком. Так родитель показывает надежность, спокойствие, и ребенок чувствует это, так как для родителя такое состояние спонтанности непривычно, он ведет себя как ребенок и внушает доверие.
Психолог добавила, что для детей постарше это могут быть совместные настольные игры, терапия с песком, можно использовать любую крупу вместо песка (опускать руки, возиться), игра с пластилином, то есть побольше тактильных, ситуативно-ролевых игр.
«Когда ребенок проявляет себя в игре, работе, главное — похвалить его, чтобы была положительная эмоциональная обратная связь, чтобы показать его значимость», — добавила Мустафина.