На фоне митингов, массовых беспорядков и террористических атак начала января-2022 практически во всех крупных городах страны, лишь Туркестан и Кокшетау оставались «островками» мира и спокойствия. Причин такого итога, безусловно, много. Аналитический отдел Матрица.kz считает, что здесь достаточно явно прослеживается прямая взаимосвязь с работой местных органов власти в социальных сетях. Попробуем разобраться…
О том, что и как происходило в первые дни января 2022 года, хорошо осведомлены практически все казахстанцы. И все же мы позволим себе краткий экскурс, чтобы обратить внимание на отдельные моменты.
Как известно, сначала по всей стране прошли митинги в поддержку требований жанаозенцев по снижению цены на сжиженный газ, которые затем быстро перетекли в массовые беспорядки и вооруженные бандитские атаки на стратегические объекты, сопровождавшиеся грабежами и мародерством.
Пострадали, в первую очередь, акиматы, здания правоохранительных органов, офисы, магазины, кафе и рестораны. Малый и средний бизнес понес невосполнимые убытки, и для того, чтобы бизнес пришел в себя, нужно немало времени.
О причинах этих трагических событий сказано уже немало, в том числе, и Главой государства. Это и социально-экономическая ситуация в стране, и расслоение общества, и неэффективная система государственного управления. И все они требуют тщательного анализа и коренных реформ, причем в кратчайшие сроки во избежание углубления кризиса и повторения январских катаклизмов.
Социально-экономические проблемы в стране существовали давно, и с переменным успехом правительству удавалось находить какие-то решения. И ситуация в последние 20 лет значительно отличается от тех же 90-х, когда после распада СССР в стране наступил глубокий кризис во всех сферах – это и экономика, и социальные аспекты и т.д.
Но, как мы помним, даже в эпоху безнадежья и тотального дефицита в стране не проходили такие многотысячные митинги, манифестации, не говоря уже о массовых беспорядках и вооруженных атаках на госорганы! Некоторые эксперты связывают это с тем, что тогда у населения было доверие к реформам властей и призывы вроде «давайте потерпим» воспринимались с пониманием.
Доверие к властям пошатнулось уже в конце 90-х, и связаны они были, конечно, с кризисом, но больше всего с действиями известного персонажа-силовика, бежавшего затем за рубеж. И в последние 15-20 лет общественное доверие к властям имело нисходящий тренд.
Безусловно, власти пытались выправить ситуацию, и в тучные годы при высокой цене на энергоносители это получалось неплохо. Но очередной мировой кризис свел на нет все эти потуги. А после жанаозенских событий, а также падения цен на нефть и критического снижения доходов населения при повальной плохо скрываемой коррупции во всех управленческих эшелонах – говорить о каком-то доверии к госорганам было трудно.
Развитие социальных сетей, а также параллельно проходившая постепенная девальвация традиционной прессы, показало, что доверие населения к властям, особенно на региональном уровне, «на уровне плинтуса». Все попытки показать какую-то работу (ведь объективно что-то да и делалось) в позитивном русле не могли увенчаться успехом, и причины здесь также самые разные.
Чаще всего это и некомпететентность ответственных за работу в соцсетях сотрудников, и непонимание необходимости использования новых трендов, и отсутствие знаний, и повсеместный банальный пофигизм и саботаж тех же, а зачастую и вышестоящих руководителей. Об этом мы уже не раз писали в своих обзорах по рейтингам регионов.
А ведь социальные сети давали огромный шанс властям, как центральным, так и региональным, во-первых, показать работу, во-вторых, держать руку на пульсе и, в-третьих, анализировать определенные тренды, в том числе, негативные, и предпринимать превентивные меры по нивелированию возможных последствий.
Конечно же, без реальной работы в оффлайн, без реализации конкретных программ, нацеленных на улучшение благосостояния граждан, ситуацию в регионах было невозможно исправить. Между тем большинство чиновников разного ранга и калибра чаще всего занимались сочинительством пустых хвалебных од и цифровой эквилибристикой, чтобы нравится местным акимам и центральной власти.
Созданные в последние годы большое число «аналитических центров» при акиматах не справились с поставленными задачами по мониторингу, анализу и управлению репутацией. Не справились с этой работой и такие организации, как региональные службы коммуникаций (РСК), которым прямо вменялось создание качественного контента.
Настоящие причины этого те же, что и выше. Работа большинства таких структур превратилась в ИБД и быстрое освоение щедрых госбюджетов. Как заметил президент Токаев, в бумаготворчество и сдачу красивых презентаций и отчетов. Причем, тоннами!
Наши исследования отражения работы местных органов власти в социальных сетях за 5-6 последних лет прямо указывали на все эти огрехи, и мы, повторюсь, не раз писали об этом. Простые примеры говорят сами за себя.
Если отдельные блогеры, активные пользователи социальных сетей имеют многотысячные, а то и миллионые аудитории, то официальные площадки региональных властей (областных и районных) даже близко не могут похвастать такими достижениями.
Конечно, представителя шоу-бизнеса или спортсмена с мировым именем трудно сравнить по популярности с отдельным акиматом. Но ведь только местный орган власти способен дать населению региона срочную актуальную информацию, помочь в решении назревших здесь проблем.
Если, конечно, делает свое дело профессионально и качественно, максимально охватывая все важные группы своей аудитории. Месседжи местных властей должны быть самыми насущными, о реальных и конкретных проблемах региона, района, села, которые касаются каждого здешнего жителя.
Трагические январские события 2022 особенно четко подчеркнули назревшие недостатки в сфере коммуникаций между обществом и местными органами власти. В эти кризисные дни большая часть акиматов даже не пыталась использовать свою коммуникационную площадку во благо своих же жителей.
К примеру, странички акиматов Костанайской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей безмолвствовали как во время митингов и беспорядков, так и сразу после. На это указывают свежие данные нашего мониторинга.
Странички акиматов Актюбинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской и Атырауской областей, которые в наших прежних рейтингах неоднократно занимали высокие места, дышали на ладан, выдав за неделю всего 2-3 материала.
По эфиру национальных телеканалов мы все заметили, что в определенный период, наверняка, по приказу свыше, многие областные акимы выступали с заявлением из своих кабинетов. Затем это местами попало и на официальные страницы в соцсетях. Отметим, что из когорты региональных руководителей лишь Бердибек Сапарбаев (Жамбылская область) и Канат Бозумбаев (Алматинская область) показали, что находились в гуще событий, и пытались повлиять на местную ситуацию. При этом, хотя одно из самых сильных проявлений беспорядков пришлось именно на Тараз, местная коммуникационная площадка не помогала своему акиму.
Неплохо проявили себя в лихое время ресурсы акиматов Карагандинской и Мангыстауской областей, публикуя срочные материалы о ситуации в регионе и о тех мерах, которые предпринимаются властями. Раз уж социальные сети – это альтернативная телевидению коммуникационная площадка, то карагандинцы и мангыстауцы от этого выиграли, получая надежную информацию из первых рук. Стоит отметить и руководителей этих регионов Жениса Касымбек и Нурлана Ногаева, которые выступили главными ньюсмейкерами для своих земляков в эти дни.
Самыми спокойными в эти ужасные дни оказались два региона – Туркестанская и Акмолинская области (если не считать пригороды столицы). Для многих политологов и аналитиков здесь есть над чем подумать, поскольку итоги получились несколько парадоксальные. Ведь оба этих региона не отличаются высокими доходами населения, имеют очень схожие большие социальные проблемы… Тем не менее, они не стали местом крупных народных волнений, митингов и массовых беспорядков.
И если Акмолинская область относится к холодному Северу, не совсем комфортному для многочасовых митингов и пикетов, то теплый и густонаселенный Юг (Туркестанская область) вполне мог стать, как не раз бывало прежде, ареной для жаркого противостояния. Но этого, к счастью, не произошло.
Причины этого уже озвучиваются разные. Буквально от конспирологических версий (мол, исламисты не пойдут громить святой город) – до более правдоподобных: акимату удалось контролировать ситуацию в регионе и превентивно договориться с лидерами основных общественных стейкхолдеров. Кстати, известно, что акимы этих двух областей (соответственно Ермек Маржикпаев и Умирзак Шукеев) – достаточно жесткие менеджеры, что, вполне могло отразиться на принимаемых ими решениях. В данном случае, с положительной стороны.
Отметим и работу официальных страничек акиматов этих областей в социальных сетях, которые работали практически с 1 января и не прерывали вещание.
***
Таким образом, анализ ресурсов областных акиматов в соцсетях (в том числе беглый анализ за последнюю неделю) показывает, что коммуникации с населением у большинства местных органов власти не выдерживают никакой критики. И эти ресурсы, которые, в первую очередь, должны информировать, давать четкую, однозначную, вызывающую доверие у населения информацию, не справились со своими обязанностями.
При этом об эффективности коммуникационных площадок, в первую очередь, говорит не количество размещенной информации, а ее полезность для общества. Только качественный, актуальный контент, в соответствующем для каждой аудитории формате, системность в работе и правдивость распространяемой информации может вызывать доверие и уважение к государственной власти на любом уровне.
К сожалению, пока большинство коммуникационных площадок акиматов заполнено примитивной саморекламой. А это отнюдь не работает на авторитет государственной власти. Даже вредит!
Серик Мамбетов, руководитель проекта «Рейтинги»