Возможно, причина тому — безопасность, в стране еще не завершилась антитеррористическая операция, да и пандемия коронавируса все еще не утихает.
Меня и, думаю, не только меня во время сегодняшнего онлайн-заседания парламента интересовал ответ на вопрос «Что будет дальше?».
А дальше, сказал Токаев, нам всем предстоит построить новый Казахстан. Если упростить все то, о чем говорил Президент, то можно сделать следующий вывод.
В новом Казахстане после очередного повышения пенсий и зарплат бюджетникам не должны в тот же миг подниматься цены на продукты и все остальное (правительству, Нацбанку и НПП поручено разработать комплекс мер по контролю инфляции).
В новом Казахстане с ростом экономических показателей должны расти доходы и уровень жизни населения, то есть люди должны это чувствовать (слова Токаева: «Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики, это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает»).
В новом Казахстане должны уже раз и навсегда решить вопрос лечения детей с редкими заболеваниями. Например, в этот самый момент родители детей со спинальной мышечной атрофией продолжают собирать с миру по нитке на самое дорогое лекарство в мире (этим и другими вопросами теперь будет заниматься новый общественный социальный фонд).
В новом Казахстане должно быть качественное образование, получив которое люди будут знать, что смогут найти себе работу (для этого разработают специальную программу привлечения лучших педагогов, откроют филиалы авторитетных зарубежных вузов и сделают ставку на технические специальности).
В новом Казахстане граждане, столкнувшись с проблемой, например, обычного благоустройства или какой-то несправедливости, должны быть уверены, что могут донести эту проблему до ответственных лиц, а те вместо сухой отписки постараются войти в положение людей и решить насущный вопрос (а сегодня, считает Токаев, у граждан есть представление о госаппарате как о медлительной и равнодушной машине).
В новом Казахстане наконец-то придумают, что делать с опорами LRT в столице (как вариант — пригласят отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта); и поймут, как с пользой занять молодежь (и не только) в самых густонаселенных районах страны (ведь сегодня, заметил Токаев, «выпускники вузов, колледжей и молодежь без образования не всегда имеют возможность трудоустроиться на постоянные рабочие места; выживают, перебиваясь случайными заработками; некоторые в поисках дохода могут преступить закон»).
Отдельно и без лишних комментариев хотелось бы привести несколько самых ярких моментов из сегодняшней речи Токаева:
«Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах, обострилась и проблема неравенства; хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге, однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе».
«Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы, сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны».
«Благодаря Первому Президенту — Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе. Поэтому правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в фонд (новый общественный социальный фонд)».
«Вместе мы преодолеем все трудности, вместе мы построим новый Казахстан», — заявил в конце своей речи Президент.
По сути, новый Казахстан начинается уже сегодня.