Жертвами утреннего рейса Алматы — Нур-Султан, не успевшего совершить полноценный взлет, стали 13 человек: 12 погибли в день крушения, и еще один пострадавший умер спустя месяц в больнице, сообщает Sputnik.
В этот понедельник, 27 декабря исполнилось два года с момента авиакатастрофы Bek Air, произошедшей в нескольких километрах от аэропорта Алматы в 2019 году.
Жертвы трагедии
Всего на борту самолета находилось пять членов экипажа и 93 пассажира, в числе которых есть иностранные граждане: два гражданина Украины, один гражданин Кыргызстана, один гражданин Китая, остальные — граждане Казахстана.
На месте ЧП скончались восемь человек: Марат Муратбаев (командир воздушного судна), Николай Асташов, Рустам Кайдаров, Бауржан Калиев, Базархан Карибаева, Аршат Исина, Абай Нурбеков, Сания Аманжол. В аэропорту Алматы скончались Дана Круглова и Каирхан Туматов. Медики пытались, но не смогли спасти Имину Оспанову и Валерия Ануфриева. В результате они скончались в больнице. 28 января 2020 года стало известно о смерти второго пилота самолета Bek Air — Миржана Мулдакулова.
Последнего пострадавшего в авиакатастрофе выписали из больницы лишь 7 марта. Он перенес восемь операций.
В тот же день президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распорядился об объявлении общенационального траура 28 декабря 2019 года в связи с человеческими жертвами в результате крушения самолета.
Как спасали пассажиров Bek Air
С последствиями ЧП боролись 976 человек и 70 единиц техники, выехали 33 бригады скорой медицинской помощи. В этот же день пресс-служба министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщила, что работа казахстанской авиакомпании Bek Air приостановлена.
По факту чрезвычайного происшествия была создана правительственная комиссия, которая вылетела на место происшествия.
Выжившие пассажиры рухнувшего самолета близ Алматы позже сообщали, что выбирались самостоятельно через иллюминатор. Пострадавшие ждали помощи по меньшей мере 20 минут.
«Я начал внимание обращать тогда, когда левое крыло начало трясти, потом – правое. Я помню отчетливо, что был треск. Как будто кто-то дернул самолет. Удары в основном пришлись до 14-го ряда. Точно помню, как с левой стороны кого-то зажало. Никто нас не эвакуировал. Мы сами выбирались через аварийное окно с правой стороны, не помню, кто его открыл. Все хаотично начали лезть на крыло, оно было скользкое, все падали там. Потом мы начали помогать тем, кто пострадал. Все стояли на снегу, на улице. Через минут 20, кажется, подошла одна машина. Через 5-10 минут еще появились пожарные, через 15 минут подъехала машина, в ней медработники были», — рассказал Sputnik Казахстан выживший пассажир Аслан Назаралиев.
Что известно о разбившемся самолете Bek Air
Воздушному судну Fokker 100 на момент аварии 2019 года было 23 года — его выпустили с завода 8 апреля 1996 года. Судно впервые было внесено в госреестр гражданских воздушных судов Казахстана 3 июля 2013 года под регистрационным номером UP-F1007. Сертификат летной годности он получил 22 мая 2019 года.
Что произошло с самолетом во время ЧП
Как сообщил заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр, на взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой части воздушного судна с интервалом 300-400 метров.
То есть при взлете воздушное судно дважды задело хвостовой частью взлетно-посадочную полосу. Затем самолет развернуло вправо по окончанию взлетно-посадочной полосы.
«Шасси к этому времени уже было убрано, то есть воздушное судно пыталось взлететь. Резко крен пошел вправо, самолет столкнулся с забором и частным домом, в котором никого не было. Воздушное судно было разбито на две части. В основном погибли пассажиры, которые были в носовой части данного воздушного судна», — сказал Роман Скляр.
Расследование крушения самолета Bek Air
Расследование по делу самолета Bek Air длилось почти полтора года. Министерство внутренних дел вело досудебное расследование по статье 344 части 3 Уголовного кодекса («Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта»).
Бортовые самописцы разбившегося под Алматы самолета Bek Air были переданы в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), штаб-квартира которого находится в Москве, еще в декабре 2019 года.
10 января 2019 года была озвучена предварительная версия крушения.
«Отложение льда на поверхности судна, простоявшего на стоянке около двух суток – рассматриваемая версия крушения. Основная версия – обледенение воздушного судна», — сообщил вице-премьер Казахстана Роман Скляр.
Глава авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов согласился с предварительной версией правительственной комиссии об обледенении разбившегося в Алматы воздушного судна Fokker-100.
На длительность расследования по делу повлияла и пандемия коронавируса. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщили, что дело затянулось из-за COVID-19.
Кроме этого, вскоре после крушения самолета авиационная администрация Казахстана провела внеплановую проверку авиакомпании Bek Air. Проверка показала многочисленные нарушения. В частности, авиакомпания скрывала авиапроисшествия, использовала поддельные сертификаты и составляла фиктивные документы о техобслуживании самолетов.
В апреле 2020 года авиационная администрация Казахстана отозвала сертификаты эксплуатанта и летной годности воздушных судов АО «Bek Air». Сертификат эксплуатанта отозвали, так как компания не исполнила предписания об устранении нарушений.
Компенсации пассажирам Bek Air
Решением суда компанию Bek Air обязали вернуть пассажирам деньги за билеты. Однако из-за продолжительности судебных разбирательств, выплаты пассажирам не выплачивались долгое время. Тогда авиакомпанию обязали заплатить пассажирам почти 34 миллиона тенге.
Страховой компанией Amanat была произведена выплата на погребение семи пассажиров (100 МРП), родственники которых обратились в компанию, на лечение 32 пассажиров (до 200 МРП), обратившихся в компанию. Единовременную страховую выплату за погибших пассажиров получили девять родственников (5 000 МРП), за инвалидность 2-й группы — два пассажира (от 2 500 МРП до 5 000 МРП).
В общей сложности страховой компанией выплачено 119 290 521 тенге.
Кроме этого, местными исполнительными органами было выплачено по 4 миллиона тенге 12 семьям погибших, и по 1 миллиону тенге — пострадавшим в авиакатастрофе. Семье второго пилота Миржана Мулдакулова, погибшего после авиакатастрофы, оказали помощь в размере 4 миллионов тенге.
Кто понес наказание за трагедию в аэропорту
12 мая 2021 года в Алматы суд вынес приговор чиновникам, которые незаконно выделили землю вокруг аэропорта под строительство домов, а также риелтору, которая заключала сделку:
- экс-глава отдела земельных отношений Талгарского района Алматы Рустам Турысбеков получил 4 года лишения свободы в учреждении минимальной безопасности и семь лет запрета занимать должности на госслужбе;
- экс-глава отдела земельных отношений Талгарского района Кайрат Алтынбекулы получил 3 года лишения свободы в учреждении минимальной безопасности и шесть лет запрета занимать должности на госслужбе;
- экс-глава Талгарского районного отделения РГП на ПХВ «Научно-производственный центр земельного кадастра» Жарас Машимбаев получил 3 года ограничения свободы;
- и. о. начальника Талгарского районного отделения РГП на ПХВ «Научно-производственный центр земельного кадастра» Медеу Калыбеков получил 3 года ограничения свободы;
- экс-глава сектора землеустройства Талгарского районного отделения РГП на ПХВ «Научно-производственный центр земельного кадастра» Берик Абдуллаев получил 3 года ограничения свободы;
- риелтор Нурайым Алданиш получила 2,5 года лишения свободы в учреждении средней безопасности.
При определении сроков суд руководствовался амнистией к 25-летию независимости республики: председательствующий пояснил, что преступления совершались несколько лет назад, задолго до крушения самолета, и подпадают под амнистию пятилетней давности. В результате к реальному сроку приговорили лишь риелтора, организовавшую сделки.