Строго говоря, это была еще не Астана, а Акмола, и чиновники туда пока не перебрались, но мы уже разведали обстановку, пишет sputnik.kz.
— Софи убили! — этот истошный вопль разбудил меня ранним утром летом 1997 года в самом большом номере гостиницы «Ишим» в городе, который тогда назывался Акмола. Вопил, конечно же, невыключенный на ночь телевизор. Он сделал свое дело и разбудил еще и Дмитрия Соловьева, моего коллегу по международному информационному агентству Рейтер. Так наступил наш первый день в новой — или будущей — столице Казахстана.
В 1994 году парламент Казахстана проголосовал за перенос столицы из Алматы в Акмолу. И до 1997 года мало кто из обывателей верил, что это событие произойдет. Нам, журналистам, очень хотелось побывать в городе, которому предстояло стать новым политическим и административным центром Казахстана.
Дима, несмотря на свою молодость, а ему тогда еще не было и 30 лет, был человеком искушенным и корреспондентом опытным. Он освещал вооруженный конфликт в Приднестровье, на английском писал лучше, чем на родном русском, знал молдавский, немецкий и, возможно, какие-то еще языки.
Он и придумал, как нам попасть в будущую столицу Казахстана и познакомиться с городом еще до передислокации сюда основных органов казахстанской власти. Написал начальству, что де бывший Целинный край, как говорится в одной известной кинокомедии, «и житница, и кузница и здравница» — и нам нужно узнать хотя бы, что там теперь с зерном, в этой житнице, каковы виды на урожай. Как раз недалеко, в Шортандах, расположен НИИ зернового хозяйства, где нам любезно согласились ответить на все вопросы. Перелетев из Алматы в Акмолу, съездили на нанятом «Москвиче» к ученым и честно отписали свои статьи про зерно и даже смогли сообщить прогноз на урожай.
Однако нам больше всего хотелось посмотреть на то, куда переедет казахстанская власть. А переезжать ей предстояло в давно построенные здания, которые под присмотром председателя комиссии по передислокации столицы Фарита Хабибрахмановича Галимова подвергались реновации. Так, бывший проектный институт вместил в себя обе палаты парламента, а бывшая гостиница «Москва» превратилась в здание МИДа.
Конечно, было построено несколько новых зданий: например, на площади возле ЦУМа появилось здание, в котором разместился Центризбирком.
Самым главным открытием для нас стало строительство жилья. Дело в том, что в Казахстане его всегда не хватало. Люди были рады любому своему углу. И в 90-х годах наш человек уже мог позволить себе дорогую иностранную машину, а приличного жилья найти не мог.
В новой столице нам удалось посмотреть, как строится первый современный микрорайон, который теперь называется «Самал». Дома здесь все сдавались в чистовой отделке и имели гарантию от строительной компании. И самое главное — в комплекте квартиры уже стояла добротная кухня. Эта кухонная мебель и сегодня еще служит некоторым моим друзьям, которые в декабре 1997 года переехали в Акмолу.
Можно сказать, что тогда нам показали, как на самом деле в центре Казахстана может быть построено качественное жилье. Темпы жилищного строительства, взятые тогда, с тех пор только растут: 11,6 миллиона квадратных метров жилья построено и сдано только за 10 месяцев 2021 года. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, организациями всех форм собственности построено 98,9 тысячи квартир.
Почти 25 лет прошло с момента переноса столицы и той нашей славной поездки. Славной еще и по тому, что тогда в Акмолу можно было прилететь на самолете из Алматы, и перевозками ведали две авиакомпании. Одна из них продала нам билеты и, пока мы путешествовали, успела разориться. Суточные, выданные нам, двум молодым тогда людям, быстро перешли из наших карманов в кассы ресторанов и магазинов, а банкоматов тогда в столице Казахстана еще не было. Очень выручил нас тогда наш коллега, корреспондент ИТАР-ТАСС, в Акмоле ссудивший нам денег на обратный путь.
Сегодня, пользуясь мгновенными денежными переводами, современными комфортабельными самолетами, путешествуя по отремонтированным дорогам, я очень хочу увидеть, что еще хорошего принесет нам жизнь.