Образ «Золотого человека» венчает Монумент Независимости Казахстана. Он воплощает в себе мудрую справедливую власть и богатое наследие.
На пороге 30-летия независимости Казахстана хотелось бы вспомнить о том, как в далеком 1970 году в Иссыке археологами было найдено захоронение. В нем во всей красе, поблескивая золотом, лежал «Золотой человек» — Алтын адам.
Это был воин в высоком конусообразном шлеме, облаченный в золотой костюм с алыми вставками. С обретением Казахстаном независимости Алтын адам стал одним из символов страны — образ воплотил в себе мудрую и справедливую власть.
Удивительную археологическую находку стали изображать на деньгах и сувенирах, представлять в музейных экспозициях и упоминать в школьных учебниках.
16 декабря 1996 года по инициативе Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева на площади Республики в Алматы был открыт Монумент Независимости Казахстана. Он сочетает в себе несколько сложных элементов, но ключевой фигурой стал именно «Золотой человек».
Развитие образа
По словам историка Жаксылыка Сабитова, впоследствии в Казахстане археологами было найдено еще несколько подобных «золотых людей». Но именно Иссыкский курган оказался первым, а также самым богатым и знаменитым захоронением. Кроме того, головной убор иссыкского «Золотого человека» похож на казахский головной убор — саукеле.
«Золотой человек» стал материальным доказательством высокого уровня развития древнего Казахстана. Поэтому именно его образ был выбран одним из символов нашего государства.
— Сегодня многие антропологи утверждают, что иссыкский «Золотой человек» был женщиной. Но окончательно подтвержденных данных нет.
Надо отметить, что обезличенный образ «Золотого человека» был в Казахстане символом еще в советское время наряду с аль-Фараби. Хотя многие национальные герои были запрещены цензурой, образ «Золотого человека» был достаточно нейтральным. Впоследствии он обрел новые смыслы.
Но если вернуться к первым пониманиям, мы убедимся, что прежде всего «Золотой человек» воспринимался как доказательство, что в Казахстане существовала высокоразвитая цивилизация, умеющая обрабатывать золото. И что живущие на этой земле народы имели высокий уровень материальной и духовной культуры.
Роль личности в символах
— То есть это осознание подкрепляет нашу идентичность?
— Я не думаю, что здесь присутствует какое-то подкрепление идентичности. Это просто исторический символ, который было принято использовать, поэтому он и был включен в Монумент Независимости. Но надо отметить, что на начальных этапах независимости было много образов национальных героев. К примеру, они были изображены на наших купюрах: 100 тенге — Абылай хан, 50 тенге — Абулхаир хан, 20 тенге — Абай, 1 тенге — аль-Фараби и т. д.
Впоследствии государство вело немного другую политику в построении национальной идентичности и отошло от конкретных лиц. Это было сделано в том числе и для того, чтобы избежать этноцентризма. И сегодня, если взглянуть на тенговые купюры, там присутствуют не личностные символы. Есть и «Золотой человек». То есть после 2000-х годов упор был сделан на обезличенный символ независимости.
Герб и флаг
— Что бы вы сказали о других символах независимости?
— По моим наблюдениям, в Казахстане не проводилось усиленной исторической политики, направленной на наделение исторических символов большим символическим капиталом. Это если рассматривать исторический период еще до независимости. В связи с этим символов не так уж и много.
Что касается флага и герба как символов независимого Казахстана, их роль с каждым годом будет усиливаться.
Представителями новых поколений, кто знаком с этими символами с ранних лет, они будут восприниматься уже более сакрально. Коммуникативный эффект от «Золотого человека» как символа тоже возрастет.
365info.kz