В условиях карантина произошел большой всплеск домашнего насилия. Как признался ранее глава МВД, в Казахстане этот сектор общественных отношений оказался без должного контроля, в 80 процентах случаев насилие над детьми совершается близкими и родственниками. Психолог Жаннат Аман помогла разобраться в причинах насилия над детьми и женщинами в семьях и рассказала, как распознать домашнего тирана, передает Tengrinews.kz.
«Не было другого выхода»
«Мужчина бьет женщину, женщина бьет детей. Потому что могут. Потому что им позволено и ничего за это им не будет. Мужчина физически сильнее женщины, женщина физически сильнее ребенка, поэтому они могут это делать, зная, что не получат отпор от жертвы и не будут наказаны обществом или государством. Такие мужчины считают женщину своей собственностью, с которой они могут делать все, что захотят. Женщины, которые бьют детей, также считают детей своей собственностью», — рассказала Жаннат Аман.
Обидчики искренне верят в то, что их довели, что их жертвы спровоцировали сами.
«Соответственно, никакого чувства вины, какого-либо душевного дискомфорта не испытывают. А если испытывают, то оправдают себя тем, что жертва заслужила и у него не было другого выхода. Это позиция психологического ребенка, не владеющего навыками саморегуляции, не умеющего осознавать и управлять своими эмоциями и действиями. Если биологически взрослый считает, что ответственность за его чувства и действия должен нести другой человек, это психологически отсталый, недоразвитый человек. При этом парадокс: они могут сдержать, остановить себя, если тот, кто их «довел», физически сильнее», — считает психолог.
При этом, как отмечает эксперт, домашний тиран может сдержать и вовремя остановить себя, если тот, кто их «довел», физически сильнее.
«Представим, что муж приревновал жену к компании мужчин, которые ей делали комплименты. Им он ничего не сказал, а когда остался с женой, высказал свое недовольство ей. Комплименты делали какие-то мужчины, разозлился на это муж, а оказалась виновата жена. Он не мог остановить их, не в его силах, но, по его мнению, она должна была это сделать. Назначить слабого, подвластного тебе виноватым — признак незрелости.
Помните случай с Баян тогда еще Есентаевой? Люди в комментариях писали, что она сама виновата, заслужила то, что с ней сделал ее муж, что она его посадила. Надо помнить, что измена — это не уголовное преступление и даже не административное. А изнасилование и воткнуть нож в человека — это уголовно наказуемое деяние. И ответственность за измену и за насилие абсолютно разная. Каждый отвечает за свои поступки, и причина, по которой люди так поступают, не является оправданием», — рассказала психолог.
Жертва и тиран
Как отметила Жаннат Аман, если рассматривать глубокие психологические причины, тиран и жертва — это две части одного целого. Человек, не обладающий энергией жертвы, не привлечет внимание человека с энергией тирана. Жертва не пеленгует нормальных людей и не выбирает их, они ей неинтересны.
По мнению психолога, обычно жертва и тиран воспитаны в семьях, в которых было насилие.
«Не обязательно физическое. Например, если мама жертва, а папа тиран, то в ребенке есть оба этих состояния. И он бессознательно отождествляет себя с кем-то из них, а от другой части отказывается, осуждает ее. Чаще всего девочка становится как мама, а мальчик — как папа, но не всегда. Иногда девочка говорит: «Не буду такой, как мама» — и становится как папа, и наоборот. В психике образуется расщепление. Эти две части стремятся к целостности, отвергнутая часть хочет быть принятой. Когда человек в детстве оказывался жертвой насилия, энергии и чувств накапливается очень много, и куда-то их необходимо выплеснуть, самому проживать ее очень больно», — отметила психолог.
Проявляя насилие, обидчик заставляет жертву проживать чувства, которые сам не может и не хочет проживать.
«Ему становится легче, когда жертве плохо. Обычно насильник не приходит на терапию, его все устраивает, он не страдает, ему комфортно, жертв много. В моей практике чаще приходят жертвы, которые настрадались и хотят изменить свою жизнь. Часто бывает, что им плохо, но они не могут уйти, потому что у них эмоциональная зависимость. Они путают партнера с родительской фигурой, находятся в слиянии с ним, и им кажется, что они не смогут жить без него. Жертва верит в его власть и свое бессилие перед ним. В каком-то смысле абьюзер учит жертву присвоить свою силу. Когда она свергнет его с трона и осознает, что она может, тиран теряет свою силу, власть над жертвой и отстает от нее», — добавила она.
Как распознать такого человека?
«Человека, склонного к насилию, довольно легко распознать, кроме случаев, когда у человека нарциссическое нарушение личности. С нарциссом сначала будет очень хорошо. Это наблюдательный человек, который предугадает все ваши желания и ожидания, воплотит сказку в реальность. Как только жертва потеряет бдительность, расслабится и сдастся в его власть, тогда начинаются унижения, оскорбления и прочее насилие. Если жертва пытается вырваться, снова включается режим безумно влюбленного, и так по сценарию до бесконечности. Самооценка нарцисса зависит от степени власти над людьми. Про нарциссов очень много литературы в интернете. Когда я рекомендую ее своим клиенткам, прочитав, они удивляются, насколько нарциссы и тип их поведения одинаковые, а они думали, что он уникальный, особенный», — рассказала психолог.
По ее словам, склонный к насилию человек будет пытаться контролировать свою жертву.
«Если взять обычного человека без диагноза, склонного к абьюзу, то можно это понять по потребности контроля. Жертва принимает контроль и гиперопеку за заботу и внимание, жесткость — за мужественность и может не замечать, как шаг за шагом мужчина может завоевывать ее территорию и проламывать границы. Сначала просто проверка на гибкость и проницаемость границ. И если девушка не может их удержать, то дальше — больше. «Ты где?», «Туда не ходи», «Это не носи», «С теми не общайся», и подобные фразы будут звучать как забота. Ограничений и указаний становится все больше, непослушание карается истерикой, игнорированием или рукоприкладством. Если девушка знает границы своей территории, умеет их отстаивать, то с абьюзером отношения не сложатся», — рассказала психолог.
Что делать жертве?
«Если обидчик — брат или отец, то дождаться совершеннолетия и уходить. Если парень или супруг, то просто уходить, не пребывать в иллюзиях, что он изменится, что больше не будет. Ей становится его жалко, что он без нее не сможет. Сможет. Желательно самой зарабатывать на жизнь и не зависеть ни от родителей, ни от мужа. Женщине нужно быть самодостаточной и независимой, для того чтобы у ее мужчины не было шансов проявлять насилие. Тогда девушка может прекратить с ними любое общение и взаимодействие в целях сохранения своего ментального и психического здоровья. Если она не может, то идти к психологу, работать над внутренней опорой и самоценностью», — считает специалист.
Как отметила Жаннат Аман, общество в Казахстане толерантно к насилию и чаще всего обвиняет во всем жертву, а если жертва ребенок, то обвиняют его мать.
«Нам еще далеко, но мы уже начали движение к тому, что ответственность за насилие несет насильник. Жертва не виновата», — подчеркнула психолог.