Из своих 11 лет юная казахстанка Зухра пять лет провела в Сирии. В возрасте четырех лет она вместе со своей матерью покинула Казахстан и сумела вернуться лишь в 2019 году в ходе спецоперации «Жусан», когда из Сирии эвакуировали сотни женщин с детьми
Многое из увиденного и пережитого Зухра уже не помнит, но есть вещи, которые не забываются никогда.
Корреспонденты Sputnik Казахстан поговорили с ней и узнали, о чем мечтала малышка, будучи за тысячи километров от дома, и как ей живется сейчас в Казахстане.
Как попала на войну
Мама Зухры — Зарина — в 2014 году приняла решение уехать из Казахстана. За плечами у женщины был неудачный брак, отсутствие карьеры, прохладные отношения с близкими и двое малолетних детей на руках. Некоторое время она переписывалась с гражданином России, который утверждал, что проживает в Турции, однако позже выяснилось, что он живет в Сирии и «вербует» туда людей со всего мира.
Поездка в другую страну казахстанке давала надежду на новую жизнь и решение существующих проблем. Однако отъезд в Сирию обернулся ужасом, который длился долгих пять лет. Оставив младшего сына с бывшим супругом, Зарина с четырехлетней малышкой отправилась в неизвестную ей страну.
Сейчас Зухре 11 лет, и многое из пережитого, к счастью, она уже не помнит. Но страх за свою жизнь из-за отсутствия еды и крыши над головой, который долгое время занимал значительную часть жизни девочки, до сих пор преследует ее.
Были дни, когда жили на улице
По словам школьницы, она долгое время не представляла, что есть места, где нет боев и бомбежек. Рассказы матери о далекой Родине — Казахстане — малышка воспринимала как сон, мечтала однажды проснуться и оказаться в теплом доме, где есть игрушки, вкусная еда и главное, где безопасно.
Большую часть пребывания в Сирии девочка пряталась и ждала мать, которая уходила на поиски еды. Были дни, когда им приходилось жить на улице.
«Мама выходила на улицу, у некоторых была еда, но очень дорогая. Еду продавали дорого, поэтому мама не покупала, потому что у нас денег не было. Купить что-то в магазине было сложно, там всегда были большие очереди», – поделилась Зухра в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан.
За пять лет жизни в Сирии у Зухры появились двое младших братишек. Когда взрослые или дети болели, их семье, как и тысячам других людей в Сирии, приходилось лечиться своими силами, не рассчитывая на медицинскую помощь. Зухра вспоминает, что когда она простывала, мама находила мед, и он был единственным спасением от недуга.
О посещении детского сада или школы речи не было. Все эти годы девочка училась на дому. Вместо мультфильмов и раскрасок — жесткие инструкции от матери о том, как не нарваться на очередную бомбу и найти укрытие на ночь.
Дорога на родину
Хорошо помнит Зухра и тот день, когда мама сказала ей, что они возвращаются в Казахстан. Накануне вылета из Сирии им пришлось преодолеть долгий пеший путь до безопасной зоны. Оттуда их посадили на самолет, и они вернулись в Казахстан.
«Я благодарна президенту страны за то, что нас вернули домой. Сейчас мы можем полноценно жить и учиться. Большое спасибо за это», – благодарит юная казахстанка руководство республики.
Сразу по приезду в страну матери Зухры грозил пятилетий тюремный срок за пропаганду деструктивной идеологии. Из пяти лет заключения Зарина отбыла два года. Четыре месяца назад она освободилась под подписку о невыезде. Несколько месяцев Зухра со своими младшими братьями прожила в приюте, после их забрали родные. После освобождения матери семья воссоединилась и сейчас проживает в Нур-Султане.
О чем мечтает Зухра
Сейчас во время каникул Зухра хочет отправиться в детский лагерь на отдых. Осенью девочка пойдет в шестой класс. Она чувствует себя счастливой, так как находится рядом с семьей, может досыта есть, покупать красивые наряды.
Зухра мечтает, что вместе со своей семьей переедет в большой красивый дом, где все ужасы, пережитые на войне, забудутся, как страшный сон.
Напомним, с января 2019 года Казахстан начал возвращать своих граждан из Сирии и Ирака в рамках гуманитарной спецоперации «Жусан». Некоторые из вернувшихся были привлечены к уголовной ответственности по обвинениям в «причастности к террористической группировке», «участии в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке», «пропаганде и финансировании терроризма».
По официальным данным, с начала боевых действий на Ближнем Востоке в Сирии и Ираке находилось около 800 граждан Казахстана. Большинство из них — дети.