О селе Калачи вся страна узнала в 2013 году. Жители стали засыпать, некоторые на несколько суток. Через три года это прекратилось. Что сегодня происходит в селе Калачи, узнавала корреспондент ИА «Aqmola News».
Анель БЕЙСЕНБАЕВА
В 2013 году в селе Калачи Есильского района начало происходить странное – люди стали засыпать на несколько дней. «Сонная болезнь» прекратилась в 2016 году. Однако власти объявили программу по переселению в районный центр Есиль, а также поселок Державинск. Но далеко не все жители захотели оставлять дома и нажитое имущество.
Сегодня в селе Калачи живут 124 семьи. В поселке Красногорский, что в 500 метрах, – 12. События происходили в двух населенных пунктах.
«Когда та программа переселения еще действовала, они отказались от переселения. Есть документальное подтверждение об их отказе. В прошлом году из областного бюджета выделили средства на приобретение вторичного жилья в городе Есиль. Однако люди вновь отказались от переселения, так как данное жилье не предоставляется в частную собственность, только в аренду», — ответил на вопрос журналиста на брифинге в РСК аким Есильского района Серик Балжанов.
К слову, для тех, кто остался, компенсаций не предусматривается.
Несмотря на отъезд жителей, здесь продолжают работать социальные объекты. По словам акима, все объекты жизнеобеспечения – водо-, теплоснабжение действуют.
Ирина Дуракова — главный специалист аппарата акима поселка Кросногорский. В настоящее время женщина исполняет обязанности акима.
Собеседница отмечает, что жизнь никак не изменилась.
«Живу в Калачах. Мы, если честно, уже и забыли о «сонной» болезни. Шесть лет ничего нет. Так же живем. У нас есть медпункт. Медсестра здесь оказывает все медицинские услуги и процедуры: уколы, капельницы. Также аптечный киоск есть, где можно купить нужные лекарства. Конечно, если что-то серьезное, то в райцентр нужно ехать», — рассказала Ирина Дуракова.
Здесь есть мини-центр для детей и начальная школа.
«Детей мало осталось, так как еще и закрыли среднюю и основную школы. Школьники среднего и старшего звена ходят в интернат в райцентр, подвоз есть. А малыши здесь — кто в мини-центр, кто в «началку» ходят. В «началку» семь человек ходили во время учебного года», — поделилась женщина.
В селе Калачи проживают 72 пенсионера, в Красногорске – 17.
По словам Дураковой, здесь не регистрировали случаи заражения коронавирусом. Два-три человека болели пневмонией.
Сложновато калачинцам приходится зимой.
«Бывает, тяжело добраться до райцентра. Дороги заметает, но их нам чистят, конечно же. Но погода у нас, сами знаете, как на севере», — отметила сельчанка.
В населенных пунктах много заброшенных домов и зданий. Они постепенно разрушаются. Удивительно, но, оказывается, есть и те, кто переезжает в Калачи.
«Есть те, кто и приезжает. Мы с мужем уезжать никогда не хотели. В ближайшем будущем и не собираемся. Насчет компенсаций мы никогда и не задумывались. Семья наша с «сонной болезнью» не сталкивалась, но людей таких знаю», — заключила Ирина Дуракова.